МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Монументальная живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Монументальная живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов целостное представление об искусстве монументальной живописи и его применении в области ландшафтной архитектуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением основными способами и средствами графической подачи проектной документации и навыками изобразительного искусства
ПК-1 готовностью обосновать технические решения и обеспечить организацию всех видов строительных работ на объектах ландшафтной архитектуры и в декоративных питомниках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы и структуру абстрактных композиционных решений в дизайне, теоретические основы композиции;
- основы академической и монументальной живописи, приемы работы с цветом и цветовыми композициями;
- технологии, материалы и приемы создания монументальных живописных произведений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- абстрактно мыслить, анализировать и синтезировать полученную информацию;
- использовать в своей деятельности теоретические и практические знания в области монументальной живописи;
- сочетать форму, цвет, фактуру предмета для создания художественного произведения монументальной живописи;
- обосновать технические решения при создании художественного произведения монументальной живописи на объекте ландшафтной архитектуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологиями, материалами и приемами создания монументальных живописных произведений;
- навыками создания монументальных композиций с учётом психологического и физиологического аспектов восприятия;
- теоретическими и практическими знаниями в области монументальной живописи;
- навыками изобразительного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Основы монументальной живописи. Лекции 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. История развития монументальной живописи. Сам. работа 6 22 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Виды и особенности монументальной живописи.
2.1. Композиция живописного произведения. Ознакомление с техникой сграффито. Витраж. Мозаика. Использование монументальной живописи в ландшафтно-архитектурном планировании. Лекции 6 16 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Виды монументальной живописи. Практические 6 12 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности создания мозаики. Техники набора и укладки мозаики. Практические 6 12 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Изучение техники фресковой живописи Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-1
2.5. Изучение техники витраж Сам. работа 6 8 ОПК-4, ПК-1
2.6. Изучение техники римской мозаики Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-1
2.7. Подговка к зачету. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Монументальная живопись как древнейший вид живописи. Практические 6 8 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 2 - Эпоха Возрождения: монография : Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ: монография Санкт-Петербург : Лань, , 2013 e.lanbook.com
Л1.3 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 1 - От древности до эпохи Возрождения: Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л1.4 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 3 - От Эпохи Возрождения до наших дней: Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грибер, Ю.А. Градостроительная живопись и Казимир Малевич: Москва : "Согласие", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э2 Курс на образовательном портале АлтГУ "Монументальная живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- выполнение самостоятельных работ.
- использование компьютерной техники, интернета и др.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля

Методические указания по подготовке к зачёту

Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.