МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования в ботанике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Соколова Людмила Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования в ботанике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями об особенностях организации научного проекта по теме курсовой работы, освоение практических методов и приемов проведения научных исследований, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий; получение навыков составления научных отчетов, критического анализа информации и подготовки курсовой работы как научного проекта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-значимые проблемы биологии и экологии; дискуссионные вопросы и новейшие достижения ботаники; содержание принципа научности обучения в высшей школе и способы его реализации; различные формы и методы научно-исследовательской работы; принципы организации научного исследования; правила оформления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в вопросах изучения фиторазнообразия; доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы ботаники как науки; вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии; использовать в познавательном процессе основы научно-исследовательской деятельности, использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач; работать с источниками научной информации, базами данных; правильно и грамотно оформлять дипломные, курсовые работы и рефераты (структура работы, объем страниц, правила оформления сносок и библиографии, таблиц, рисунков), представлять и анализировать результаты лабораторных и полевых биологических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы, планирования, постановки и проведения эксперимента; анализа экспериментальных данных; работы с литературными источниками и в сети интернет; анализа экспериментальных данных; составления научных докладов с презентацией материала; составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, подготовки и написания курсовой работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование, его этапы.
1.1. Наука и ее роль в современном обществе. Научно-исследовательская работа студента (НИРС) как важная составляющая профессиональной подготовки. Цель, задачи, виды и формы НИРС. Лабораторные 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Организация и этапы научно-исследовательской деятельности. Научное исследование и его сущность. Этапы проведения научно-исследовательских работ: подготовительный, исследовательский, оформительский и внедренческий. Выбор темы исследования, обоснование актуальности темы. Поиск и анализ литературных источников, как основа подготовительного этапа исследований. Особенности исследовательского периода. Анализ и обработка результатов как заключительных этап экспериментальной части. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Накопление и обработка информации. Поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и формулирование выводов. Формулирование конкретных целей и задач. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные источники научной информации. Классификация изданий. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиографические, реферативные и обзорные изданиям в области ландшафтной архитектуры и биологии. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Составление программы научного исследования (проекта). Выбор объекта для эксперимента. Сформулировать тему опыта. Составить научную программу опыта. Описать условия закладки и проведения опыта (лабораторный, вегетационный, полевой). Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Схема эксперимента, особенности лабораторного и вегетационного эксперимента. Наблюдение как важная часть эксперимента. Схема эксперимента – совокупность опытных и контрольных вариантов. Понятие варианта. Основные требования к закладке лабораторного и вегетационного опыта на территории и во времени. Связь количества повторностей и точности опыта. Размещение вариантов и делянок на экспериментальном участке. Разбивка опытного участка. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Составление программы научного исследования (проекта), курсовой работы, подготовка сожержания. Сам. работа 6 20 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Обработка результатов исследования.
2.1. Наблюдения и истолкование результатов. Значение исходной гипотезы в выборе параметров для наблюдения. Динамика наблюдения. Интегральные показатели состояния биологического объекта. Обработка результатов. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Статистический анализ экспериментальных данных. Основные статистические характеристики и их расчет. Средняя арифметическая. Варианса и стандартное отклонение. Ошибка средней арифметической. Коэффициент вариации. Нормативное отклонение разности двух средних арифметических. Количественная и качественная изменчивость признаков. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Написание и оформление научных работ студентов. Структура учебно-научной работы студента. Рубрикации. Способы написания текста. Типы изложения текста. Использование в тексте таблиц, диаграмм, рисунков. Список литературы. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Способы изложения экспериментального материала. Оформление таблиц. Правила составления таблиц. Анализ таблиц. Графический способ изложения материала. Диаграммы. Схемы. Сокращение слов. Правила сокращения. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Оформление списка литературы. Библиографические ссылки, их виды, роль и значение. Список литературы, требования к его составлению и оформлению. Требования к описанию различных видов изданий (ГОСТ). Выходные данные, правила их оформления. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Особенности подготовки, оформления и защиты рефератов. Реферат как краткое изложение научной работы. Требования к реферату. Этапы работы над рефератом. Структура реферата и его оформление. Критерии оценки реферата. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Составление списка литературы по теме курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа Сам. работа 6 14 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Представление результатов научного исследования.
3.1. Особенности подготовки, оформления и защиты курсовой работы. Общие требования. Тематика курсовых работ и факторы, влияющие на выбор темы. Структура курсовой работы. Требования к ее оформлению. Критерии оценки, защита курсовой работы, ее особенности. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы. Общие требования. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы. Структура и содержание. Требование к текстовой части. Оформление работы, критерии ее оценки. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Научный стиль речи. Требования к языку и стилю научной речи. Грамотность, выразительность языка, тенденция к стандартизации. Академический этикет в научной речи, его место и роль в НИРС, Стиль научной речи. Использование личных местоимений и числительных, текстовых сокращений и аббревиатур. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Подготовка доклада и презентации. Общие требования к докладу. Способы представления результатов научно-исследовательской работы. Особенности оформления презентации. Продолжительность доклада. Критерии оценки доклада. Лабораторные 6 2 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Участие в научной конференции. Организация научной конференции. Подготовка программы, приглашение. Выступление с докладом с презентацией. Ответы на вопросы. Лабораторные 6 4 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Анализ и обобщение всего пройденного материала. Заслушивание и обсуждение НИРС по предложенной теме. Лабораторные 6 6 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Подготовка доклада для научной конференции, подготовка к защите текста курсовой работы. Сам. работа 6 32 ОПК-14, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
Л1.2 В. Г. Сидякин, Д. И. Сотников, А. М. Сташков Основы научных исследований. Биология.: учеб. пособие для вузов Высш. шк., 1987 25
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Основы научных исследований и патентоведение: учебно-методическое пособие: Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230540
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования в ботанике" студенты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
В процессе изучения курса "Методология научного исследования в ботанике" студенты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология научного исследования в ботанике" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме защиты курсовой работы.