Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Овладение знаниями об особенностях организации научного проекта по теме курсовой работы, освоение практических методов и приемов проведения научных исследований, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий; получение навыков составления научных отчетов, критического анализа информации и подготовки курсовой работы как научного проекта. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-14 | способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социально-значимые проблемы биологии и экологии; дискуссионные вопросы и новейшие достижения ботаники; содержание принципа научности обучения в высшей школе и способы его реализации; различные формы и методы научно-исследовательской работы; принципы организации научного исследования; правила оформления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в вопросах изучения фиторазнообразия; доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы ботаники как науки; вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии; использовать в познавательном процессе основы научно-исследовательской деятельности, использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач; работать с источниками научной информации, базами данных; правильно и грамотно оформлять дипломные, курсовые работы и рефераты (структура работы, объем страниц, правила оформления сносок и библиографии, таблиц, рисунков), представлять и анализировать результаты лабораторных и полевых биологических исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | научно-исследовательской работы, планирования, постановки и проведения эксперимента; анализа экспериментальных данных; работы с литературными источниками и в сети интернет; анализа экспериментальных данных; составления научных докладов с презентацией материала; составления научно-технических отчетов, обзоров и пояснительных записок, подготовки и написания курсовой работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научное исследование, его этапы. | ||||||
1.1. | Наука и ее роль в современном обществе. Научно-исследовательская работа студента (НИРС) как важная составляющая профессиональной подготовки. Цель, задачи, виды и формы НИРС. | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Организация и этапы научно-исследовательской деятельности. Научное исследование и его сущность. Этапы проведения научно-исследовательских работ: подготовительный, исследовательский, оформительский и внедренческий. Выбор темы исследования, обоснование актуальности темы. Поиск и анализ литературных источников, как основа подготовительного этапа исследований. Особенности исследовательского периода. Анализ и обработка результатов как заключительных этап экспериментальной части. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Накопление и обработка информации. Поиск и накопление информации, анализ и обработка информации, подведение итогов и формулирование выводов. Формулирование конкретных целей и задач. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Основные источники научной информации. Классификация изданий. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Библиографические, реферативные и обзорные изданиям в области ландшафтной архитектуры и биологии. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Составление программы научного исследования (проекта). Выбор объекта для эксперимента. Сформулировать тему опыта. Составить научную программу опыта. Описать условия закладки и проведения опыта (лабораторный, вегетационный, полевой). | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Схема эксперимента, особенности лабораторного и вегетационного эксперимента. Наблюдение как важная часть эксперимента. Схема эксперимента – совокупность опытных и контрольных вариантов. Понятие варианта. Основные требования к закладке лабораторного и вегетационного опыта на территории и во времени. Связь количества повторностей и точности опыта. Размещение вариантов и делянок на экспериментальном участке. Разбивка опытного участка. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.7. | Составление программы научного исследования (проекта), курсовой работы, подготовка сожержания. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Обработка результатов исследования. | ||||||
2.1. | Наблюдения и истолкование результатов. Значение исходной гипотезы в выборе параметров для наблюдения. Динамика наблюдения. Интегральные показатели состояния биологического объекта. Обработка результатов. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Статистический анализ экспериментальных данных. Основные статистические характеристики и их расчет. Средняя арифметическая. Варианса и стандартное отклонение. Ошибка средней арифметической. Коэффициент вариации. Нормативное отклонение разности двух средних арифметических. Количественная и качественная изменчивость признаков. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Написание и оформление научных работ студентов. Структура учебно-научной работы студента. Рубрикации. Способы написания текста. Типы изложения текста. Использование в тексте таблиц, диаграмм, рисунков. Список литературы. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Способы изложения экспериментального материала. Оформление таблиц. Правила составления таблиц. Анализ таблиц. Графический способ изложения материала. Диаграммы. Схемы. Сокращение слов. Правила сокращения. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Оформление списка литературы. Библиографические ссылки, их виды, роль и значение. Список литературы, требования к его составлению и оформлению. Требования к описанию различных видов изданий (ГОСТ). Выходные данные, правила их оформления. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Особенности подготовки, оформления и защиты рефератов. Реферат как краткое изложение научной работы. Требования к реферату. Этапы работы над рефератом. Структура реферата и его оформление. Критерии оценки реферата. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.7. | Составление списка литературы по теме курсовой работы в соответствии с требованиями ГОСТа | Сам. работа | 6 | 14 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Представление результатов научного исследования. | ||||||
3.1. | Особенности подготовки, оформления и защиты курсовой работы. Общие требования. Тематика курсовых работ и факторы, влияющие на выбор темы. Структура курсовой работы. Требования к ее оформлению. Критерии оценки, защита курсовой работы, ее особенности. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Особенности подготовки, оформления и защиты выпускной квалификационной работы. Общие требования. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы. Структура и содержание. Требование к текстовой части. Оформление работы, критерии ее оценки. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Научный стиль речи. Требования к языку и стилю научной речи. Грамотность, выразительность языка, тенденция к стандартизации. Академический этикет в научной речи, его место и роль в НИРС, Стиль научной речи. Использование личных местоимений и числительных, текстовых сокращений и аббревиатур. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Подготовка доклада и презентации. Общие требования к докладу. Способы представления результатов научно-исследовательской работы. Особенности оформления презентации. Продолжительность доклада. Критерии оценки доклада. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Участие в научной конференции. Организация научной конференции. Подготовка программы, приглашение. Выступление с докладом с презентацией. Ответы на вопросы. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Анализ и обобщение всего пройденного материала. Заслушивание и обсуждение НИРС по предложенной теме. | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Подготовка доклада для научной конференции, подготовка к защите текста курсовой работы. | Сам. работа | 6 | 32 | ОПК-14, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
Л1.2 | В. Г. Сидякин, Д. И. Сотников, А. М. Сташков | Основы научных исследований. Биология.: учеб. пособие для вузов | Высш. шк., 1987 | 25 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Основы научных исследований и патентоведение: учебно-методическое пособие: | Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230540 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э5 | Курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования в ботанике" студенты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий. В процессе изучения курса "Методология научного исследования в ботанике" студенты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология научного исследования в ботанике" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме защиты курсовой работы. |