МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-3-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 174
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 16 22 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 60 60 60 60 174 174
Сам. работа 18 18 12 12 21 21 51 51
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 108 108 252 252

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Шелюгина О.А.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение методов, средств и приёмов графических работ, формирование композиционной компетентности, умения работать с формальными компонентами дизайн-проекта.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применять техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
ПСК-2 способностью применять навыки владения рисунком и основами живописи, приемами работы с цветом, формой и композицией в обосновании художественного замысла дизайн-проекта для информационной среды, в макетировании и моделировании на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории искусства и дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Роль линии, формы, композиционного построения в дизайн-проектировании, методы ведения графических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.применять средства художественной выразительности в дизайн-проектировании, обосновывать художественный замысел на основе опыта графических работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами работы с художественной формой в процессе дизайн-проектирования, осмысления поставленных творческих задач; основными методами и приемами оценки уровня выполнения формального, композиционного решения дизайн-проекта на основе навыков работы в линией и формой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Упражнения на применение воздушной и линейной перспективы в рисунке Практические 1 16 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 16 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 22 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Сам. работа 1 18 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Зачет 1 0 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 2 28 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т.д.) (Короткий рисунок) Сам. работа 2 12 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 2 32 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Зачет 2 0 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 3 16 ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Практические 3 16 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 3 8 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 3 20 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 3 21 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Экзамен 3 27 ПК-3, ПСК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музеи России http:// www.museum.ru/
Э2 Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э3 Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах artsandculture.google.com
Э4 Курс на образовательном портале АлтГУ "Основы рисунка и живописи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.