МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молекулярная генетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Гудкова П.Д.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Молекулярная генетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов современного представления о строении и функциях биополимеров, их компонентов и комплексов, основных принципах кодирования, хранения и реализации генетической информации, о структуре и функции генов и геномов, основных молекулярно-биологических процессах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы молекулярной биологии, универсальные законы наследственности и изменчивости, принципы строения генома;современное оборудование для молекулярно-генетического анализа растений, методы бионформатического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять генетические методы для решения типичных задач профессиональной области; использовать современно оборудование для молекулярно-генетического анализа растений; ориентироваться в современных методах и подходах анализа и интерпретации генетической информации; с высокой степенью самостоятельности осваивать новые генетические методы и модели, используемые в профессиональной области, интерпретировать результаты молекулярно-генетического анализа.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования и определения подходящего для собственного иследования молекулярно-генетического метода, анализа результатов и их интерпритации; эксплуатировать современное оборудование для выполнения научно-исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классические методы и подходы в молекулярной генетике
1.1. Центральная догма молекулярной биологии. Репликация, Транскрипция, Трансляция. Теории эволюции. Лекции 7 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Выделение ДНК и РНК, электрофорез, обратная транскрипция, полимеразная цепная реакция. Лабораторные 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Регулятивная функция транскрипциии трансляции. Схема негативной индукции. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Современные методы молекулярной генетики
2.1. ПЦР в реальном времени. Разновидности ПЦР-реакций, их применения в биоинженерии. Секвенирование ДНК. Секвенирование первого поколения. Метод Сэнгера. Секвенирование следующего поколения. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Выделение тотальной ДНК, Постановка ПЦР в реальном времени. Подготовка проб к секвенированию Лабораторные 7 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Молекулярная основа наследственности. Секвенирование следующего поколения.Рибосомы. Сам. работа 7 7 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Современные подходы в биоинженерных исследованиях
3.1. Применение векторов в биоинженерии. Плазмиды, космиды. Основные генно-инженерные манипуляции. Геномная инженерия. Рестриктазы – основные ферменты генетической инженерии. Методы получения генов. Создание и скрининг банка генов. Лигирование. Принципы переноса генетических конструкций. Лекции 7 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Организация генотипа и формы наследственной изменчивости эукариот.Внеядерная наследственность. Сам. работа 7 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методы анализа и интерпритации результатов.
4.1. Програмное обеспечение, анализ результатов молекулярно-генетического анализа. Лабораторные 7 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Эволюция гена.Сравнительная молекулярная биология гена. Некоторые тенденции в эволюции гена.Роль генных мутаций в эволюции гомологичных генов и белков. Коварионы.Концепция нейтральной эволюции.Как возникают новые гены. Эволюция систем регуляции. Сам. работа 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Клонирование ДНК в бактерию, как важнейший инструмент в биоинженерии.
5.1. Виды внеядерной ДНК. Хлоропластная и митохондриальная ДНК. Роль митохондриальной ДНК в молекулярно-биологических исследованиях. Изоляция митохондриальной ДНК на основе её сходства с бактериальными плазмидами. Лекции 7 3 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.2. Баркодинг ДНК, как уникальный инструмент идентификации вида организма. Лабораторные 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
5.3. Ознакомление со способами переноса векторов с целевым геном в клетки. Лигирование фрагмента ПЦР в плазмиду с помощью коммерчески доступного набора. Трансформация бактерий E. coli лигазной смесью химическим методом. Ознакомление с методами скрининга трансформантов (на селективной среде, с помощью ПЦР). Сам. работа 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Перспективы применения методов молекулярной генетики и биоинженерии в различных сферах деятельности человека.
6.1. Ознакомление со способами переноса векторов с целевым геном в клетки. Лигирование фрагмента ПЦР в плазмиду с помощью коммерчески доступного набора. Трансформация бактерий E. coli лигазной смесью химическим методом. Ознакомление с методами скрининга трансформантов (на селективной среде, с помощью ПЦР). Лекции 7 5 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.2. Использование молекулярно-генетических методов в медицине, криминалистики, сельском хозяйстве. Роль молекулярной биологии в филогенетических исследованиях. Синтез лекарственных препаратов с помощью бактерий. Основные направления и достижения генной инженерии животных и растений. Генетическая инженерия человека. Генная терапия Сам. работа 7 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1
6.3. Экзамен 7 27 ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение ФОС

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: Новосибирск: НГУ , 2003 69
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никольский В.И. Генетика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Генбанк ЮСБС old.ssbg.asu.ru
Э2 EMBL Nucleotide Sequence Database. База данных нуклеотидных последовательностей Европейской Молекулярно-Биологической Лаборатории www.embl.org
Э3 Международная база данных последовательностей олигонуклеотидов www.ncbi.nlm.nih.gov
Э4 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Mega 6.Geneious и MEGA FastQC, trimming tool, bwa, FAMD и Past, GenAlEx, Stucture, Mesquite, Arlequin
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Генбанк ЮСБС: http://old.ssbg.asu.ru/dna.php;
EMBL Nucleotide Sequence Database. База данных нуклеотидных последовательностей Европейской Молекулярно-Биологической Лаборатории: http://www.embl.org/
Международная база данных последовательностей олигонуклеотидов: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/genbank/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формами текущего контроля при прохождении дисциплины «Молекулярная генетика» является контроль посещаемости занятий, защита результатов лабораторных работ (отчетов), реферата и контрольной работы. К экзамену считается допущенным магистрант, который посетил 75% лекций и все практические (лабораторные) занятия, по которым написаны отчеты. К каждому лабораторному занятию магистранты получают тему и метод, который будет освоен. На лабораторном занятии на первом этапе происходит обсуждение теоретической основы метода, затем проводится практическое освоение метода и частично на лабораторной, частично дома студенты оформляют результаты, их обсуждение и выводы. Лабораторные (практические) занятия проводятся в лаборатории Южно-Сибирского ботанического сада Алтайского государственного университета.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ магистранту отводится 45 минут. Максимально за ответ на экзамене магистрант может заработать 50 баллов, остальные 50 баллов получает в процессе текущего контроля.
Текущее и экзаменационное оценивание освоения курса происходит в соответствии с балльно-рейтинговой системой