Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 13 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 23 | 16 | 22 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Практические | 52 | 52 | 90 | 90 | 18 | 18 | 18 | 18 | 178 | 178 |
Сам. работа | 18 | 18 | 126 | 126 | 54 | 54 | 63 | 63 | 261 | 261 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 216 | 216 | 72 | 72 | 108 | 108 | 468 | 468 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов. Задачи: -Обучить законам изобразительной грамоты; -обучить законам линейно - воздушной перспективы; -изучить техники тонального и линейного рисунка; -научить применть техники и технологии изобразительных материалов; -научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04 |
ОПК-1 | способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о способах построения и передачи пластики форм об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | умеет использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива | ||||||
1.1. | Основы линейной перспективы. Линейно – конструктивное построение гипсового куба | Практические | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Роль рисунка в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Линейно – конструктивное построение цилиндра | Практические | 1 | 8 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Линейно – конструктивное построение гипсового конуса и шара | Практические | 1 | 12 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) | Практические | 1 | 20 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Конструкция предмета и ветотоновын отношения | ||||||
2.1. | Понятия "тон", "тоновая растяжка" в академическом рисунке | Практические | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.1 |
2.2. | Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) | Практические | 2 | 36 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели | Практические | 2 | 36 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Рисунок драппировки со складками | Практические | 2 | 18 | Л2.2, Л1.1 | |
2.5. | Рисунок натюрморта из простых предметов быта | Сам. работа | 2 | 45 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Рисунок натюрморта с введением драпировки со складками | Сам. работа | 2 | 36 | ОПК-1 | Л1.1 |
2.7. | Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму | Сам. работа | 2 | 45 | ОПК-1 | |
2.8. | Зачет | 2 | 0 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Рисование натюрморта | ||||||
3.1. | Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой | Практические | 3 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) | Сам. работа | 3 | 30 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму | Сам. работа | 4 | 22 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Натюрморт в интерьере | Практические | 4 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму | Сам. работа | 4 | 41 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Зачет | 3 | 0 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.8. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Казарин Сергей Николаевич | Академический рисунок: Учебное наглядное пособие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн" | Кемеровски, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. | Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника | М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Бесчастнов, Н.П. | Сюжетная графика : учебное пособие | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Гречнева Н. В. | Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская государственная библиотека по искусству | www.liart.ru | ||
Э2 | Музеи России | www.museum.ru | ||
Э3 | Лушников Б. В. Рисунок. Портрет:учебное пособие для студ.вузов, обучающихся по спец. "Изобразительное искусство" | e.lanbook.com | ||
Э4 | Курс «Рисунок» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров. Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты. При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими. Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции. Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно. |