МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость13 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-1-2020
Часов по учебному плану 468
в том числе:
аудиторные занятия 180
самостоятельная работа 261
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 23 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2
Практические 52 52 90 90 18 18 18 18 178 178
Сам. работа 18 18 126 126 54 54 63 63 261 261
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 216 216 72 72 108 108 468 468

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к. иск., доц., Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о способах построения и передачи пластики форм об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Основы линейной перспективы. Линейно – конструктивное построение гипсового куба Практические 1 8 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Роль рисунка в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
1.3. Линейно – конструктивное построение цилиндра Практические 1 8 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
1.4. Линейно – конструктивное построение гипсового конуса и шара Практические 1 12 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
1.5. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 20 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 1 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Конструкция предмета и ветотоновын отношения
2.1. Понятия "тон", "тоновая растяжка" в академическом рисунке Практические 1 4 ОПК-1 Л1.1
2.2. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 2 36 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 2 36 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Рисунок драппировки со складками Практические 2 18 Л2.2, Л1.1
2.5. Рисунок натюрморта из простых предметов быта Сам. работа 2 45 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Рисунок натюрморта с введением драпировки со складками Сам. работа 2 36 ОПК-1 Л1.1
2.7. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 2 45 ОПК-1
2.8. Зачет 2 0 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 3 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 3 24 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Сам. работа 3 30 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 4 22 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Натюрморт в интерьере Практические 4 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.6. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 4 41 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Зачет 3 0 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.8. Экзамен 4 27 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казарин Сергей Николаевич Академический рисунок: Учебное наглядное пособие // ЭБС "Университетская библиотека онлайн" Кемеровски, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
Л2.2 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э2 Музеи России www.museum.ru
Э3 Лушников Б. В. Рисунок. Портрет:учебное пособие для студ.вузов, обучающихся по спец. "Изобразительное искусство" e.lanbook.com
Э4 Курс «Рисунок» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.