Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в дизайне |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИвД-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 20,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 54 | 54 | 54 | 54 | 108 | 108 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | овладение методами изобразительного языка академической живописи и академического рисунка, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий. Выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе при создании образа в сфере графического дизайна. Получение знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса. Задачи: -Обучить законам изобразительной грамоты; -изучить техники тонального и линейного рисунка; -научить применять техники и технологии изобразительных материалов; -научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-4 | Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теорию и практику живописных и графических работ; способы и средства графической подачи проектной документации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | методически грамотно вести работу над графическим или живописным произведением. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | разнообразными графическими и живописными техниками; навыками изобразительного искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы рисунка и живописи | ||||||
1.1. | Значение рисунка и живописи в профессиональной деятельности | Практические | 1 | 1 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основа графического языка. Тон и тоновая растяжка | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Основы линейной перспективы. Точка схода. | Практические | 1 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Построение куба. | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Построение цилиндра | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Построение конуса. | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Рисование предметов конусообразной формы. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Цветовой круг. | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Теплые и холодные цвета. Цветовые растяжки. | Практические | 1 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Свойства цвета: светлота, насыщенность. | Практические | 1 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Техника акварельной живописи. | Практические | 1 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Рисунок куба в разных ракурсах. | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Натюрморт из 2-х предметов быта в технике гризайль. | Практические | 1 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Материалы и техники графики. | Практические | 1 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Натюрморт из 2-х предметов быта. Линейно-конструктивное построение. | Практические | 1 | 9 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Рисунки тел вращения. | Сам. работа | 1 | 13 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Живописные этюды простых по форме предметов быта | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Линейно-конструктивное построение предметов быта, имеющих в основе кубическую форму | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Работа с гуашью | ||||||
2.1. | Гуашь. Особенности работы гуашью. | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Реалистичное и декоративное изображение фруктов в технике гуашевой живописи. | Практические | 2 | 2 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Живописные этюды овощей и фруктов. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Декоративная живопись | ||||||
3.1. | Основы декоративной живописи | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Натюрморт в изобразительном искусстве. | Практические | 2 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Этюды и зарисовки цветов. | Практические | 2 | 6 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Искусство светотени в живописи и рисунке | Практические | 2 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Натюрморт в теплой цветовой гамме | Практические | 2 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Натюрморт в холодной цветовой гамме. | Практические | 2 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.7. | Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм | Практические | 2 | 8 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.8. | Зарисовки карандашом веток деревьев. | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-4 | Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
3.9. | Стилизация пейзажа | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-4 | Л2.2, Л1.3 |
3.10. | Стилизация натюрморта | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-4 | Л2.2, Л1.3 |
3.11. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 2 | 27 | ПК-4 | Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС дисциплины |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС дисциплины |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. И. Нехвядович, В. И. Бочковская, Н. В. Гречнева | Живопись: пленэр : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1512 |
Л1.2 | И.К. Лукина | Рисунок и перспектива : учебное пособие | Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142463 |
Л1.3 | И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко | Рисунок и живопись: учебное пособие | Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бесчастнов, Н.П. | Сюжетная графика : учебное пособие | Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна | Введение в историю искусств: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | не требуется | |||
Э2 | Музеи России | http:// www.museum.ru/ | ||
Э3 | Российская государственная библиотека по искусству | www.liart.ru | ||
Э4 | Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах | artsandculture.google.com | ||
Э5 | Курс на образовательном портале АлтГУ "Основы рисунка и живописи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
25Д | склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи с оборудованием и инструментами |
27Д | класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой |
Рисунок и живопись – это система реалистичного изображения предметов, исходя из конструктивных и цветовых особенностей. Процесс изучения дисциплины «академический рисунок и живопись» осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение двух семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая стилизацией натюрморта. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий. Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, которая поможет студенту качественно выполнить задание. |