МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рисунка и живописи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвД-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 126
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54 108 108
Сам. работа 63 63 63 63 126 126
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
Основы рисунка и живописи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методами изобразительного языка академической живописи и академического рисунка, формирование у студента комплекса профессиональных понятий, приемов и навыков реализуемое в процессе выполнения конкретных заданий. Выработка у студентов сознательного подхода к творческой работе при создании образа в сфере графического дизайна. Получение знаний в области художественного формообразования, развитие эстетического вкуса.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применять техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и практику живописных и графических работ;
способы и средства графической подачи проектной документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.методически грамотно вести работу над графическим или живописным произведением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными графическими и живописными техниками;
навыками изобразительного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рисунка и живописи
1.1. Значение рисунка и живописи в профессиональной деятельности Практические 1 1 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Основа графического языка. Тон и тоновая растяжка Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Основы линейной перспективы. Точка схода. Практические 1 2 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Построение куба. Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Построение цилиндра Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Построение конуса. Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Рисование предметов конусообразной формы. Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Цветовой круг. Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Теплые и холодные цвета. Цветовые растяжки. Практические 1 2 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Свойства цвета: светлота, насыщенность. Практические 1 2 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Техника акварельной живописи. Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Рисунок куба в разных ракурсах. Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Натюрморт из 2-х предметов быта в технике гризайль. Практические 1 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Материалы и техники графики. Практические 1 6 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Натюрморт из 2-х предметов быта. Линейно-конструктивное построение. Практические 1 9 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.16. Рисунки тел вращения. Сам. работа 1 13 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.17. Живописные этюды простых по форме предметов быта Сам. работа 1 18 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.18. Линейно-конструктивное построение предметов быта, имеющих в основе кубическую форму Сам. работа 1 20 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Работа с гуашью
2.1. Гуашь. Особенности работы гуашью. Практические 2 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Реалистичное и декоративное изображение фруктов в технике гуашевой живописи. Практические 2 2 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Живописные этюды овощей и фруктов. Сам. работа 2 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Декоративная живопись
3.1. Основы декоративной живописи Практические 2 4 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Натюрморт в изобразительном искусстве. Практические 2 6 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Этюды и зарисовки цветов. Практические 2 6 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.4. Искусство светотени в живописи и рисунке Практические 2 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.5. Натюрморт в теплой цветовой гамме Практические 2 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.6. Натюрморт в холодной цветовой гамме. Практические 2 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.7. Декоративная стилизация в композиции на тему природных форм Практические 2 8 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.8. Зарисовки карандашом веток деревьев. Сам. работа 2 7 ПК-4 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.9. Стилизация пейзажа Сам. работа 2 24 ПК-4 Л2.2, Л1.3
3.10. Стилизация натюрморта Сам. работа 2 24 ПК-4 Л2.2, Л1.3
3.11. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 27 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС дисциплины

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. И. Нехвядович, В. И. Бочковская, Н. В. Гречнева Живопись: пленэр : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1512
Л1.2 И.К. Лукина Рисунок и перспектива : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142463
Л1.3 И.К. Лукина, Е.Л. Кузьменко Рисунок и живопись: учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142465
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н.П. Сюжетная графика : учебное пособие Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства : учебное пособие СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 не требуется
Э2 Музеи России http:// www.museum.ru/
Э3 Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э4 Онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах artsandculture.google.com
Э5 Курс на образовательном портале АлтГУ "Основы рисунка и живописи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рисунок и живопись – это система реалистичного изображения предметов, исходя из конструктивных и цветовых особенностей.
Процесс изучения дисциплины «академический рисунок и живопись» осуществляется поэтапно – «от простого к сложному» в течение двух семестров, начиная с построения простых геометрических фигур и заканчивая стилизацией натюрморта. Специфика методики изучения данной дисциплины заключается в том, что теоретический материал изучается не только в процессе лекционных, но и практических занятий.
Каждое практическое занятие начинается с короткого лекционного введения, в процессе которого преподаватель определяет основные задачи и требования, выполнение которых предусматривает текущий объем практической работы, а также максимально полно раскрывает техники и методы осуществления поставленных задач. Любое практическое занятие сопровождается необходимой теоретической информацией, которая поможет студенту качественно выполнить задание.