МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Костюм в традиционной культуре Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_МиБ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, Мелехова К.А.

Рабочая программа дисциплины
Костюм в традиционной культуре Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование представлений о процессе развития национального костюма различных этнокультурных групп населения Алтайского края.
Задачи курса:
– формирование духовно-нравственных ценностей на материале и средствами национально-культурных традиций;
– знакомство студентов с художественным кроем костюма в процессе изучения истории и развития искусства разных народов;
– художественно-практическая подготовка студентов в области художественного оформления материалов;
– овладение практическими навыками создания проектов и изделий декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины, историю становления и развития национальных костюмов народов Алтая;
– методы и приемы построения орнамента и орнаментальных композиций в национальных костюмах народов Алтая;
– о современных процессах явлениях и тенденциях развития традиционного национального костюма.
3.2.Уметь:
3.2.1.– анализировать образное содержание и средства выразительности художественных произведений;
– собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития народной художественной культуры;
– выполнять поисковые эскизы и проекты при создании современного национального костюма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методами анализа художественных произведений и критериями оценки художественно-исполнительской деятельности;
– навыками создания произведений декоративно-прикладного творчества;
– источниками и каналами информации об истории национального костюма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семиотика традиционного костюма
1.1. Функции и цвет в костюме Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
1.2. Материалы и способы изготовления элементов народного костюма Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.3, Л2.5
1.3. Семантика костюма в традиционной культуре Сам. работа 1 6 ПК-4 Л3.1, Л3.2, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. История развития традиционного костюма на Алтае
2.1. Русский костюм страрожилов и переселенцев Лекции 1 2 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.2. Русский костюм страрожилов и переселенцев Сам. работа 1 6 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.3. Костюм казачества Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.4. Костюм казачества Сам. работа 1 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.5. Традиционный костюм украинцев и белорусов на Алтае Сам. работа 1 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4
2.6. Особенности костюма русских старообрядцев Практические 1 6 ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.4
2.7. Казахский национальный костюм Лекции 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.8. Казахский национальный костюм Практические 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.9. Традиционный костюм немцев Алтая Лекции 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.10. Традиционный костюм немцев Алтая Практические 1 6 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.11. Традиционный костюм немцев Алтая Сам. работа 1 8 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.4
2.12. Татарский традиционный костюм на Алтае Практические 1 4 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.13. Татарский традиционный костюм на Алтае Сам. работа 1 9 ПК-4 Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.3
2.14. Экзамен 1 27 ПК-4 Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитина А.В. Русская традиционная культура: Учебное пособие М., Флинта// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Тарасова О.П, История костюма восточных славян (древность - позднее средневековье): Учебники и учебные пособия Изд-во Ориенбургский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.3 Хамматова Э.А., Гадельшина Э.А., Галиев И.Н. Формы и декор татарских национальных костюмов: Учебное пособие Казань: Изд-во КНИТУ// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
Л2.4 Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция: основы построения: Учебное пособие Самара: Самарский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2008 biblioclub.ru
Л2.5 Титовец А.В., Фурсова Е.Ф., Тяпкова Т.К. Традиционная культура белорусов во времени и пространстве: научная литература Минск: Белорусская наука // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.6 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Грушин С.П., Назаров И.И. Историко-культурное наследие Алтайского края: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет – ресурс «Традиционная культура Алтайского края» www.agik22.ru
Э2 Культура и традиции www.vtourisme.com
Э3 Народы Алтая myrussianland.ru
Э4 РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: TERRA INCOGNITA www.velesovkrug.ru
Э5 Курс в Moodle «Костюм в традиционной культуре Алтая» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение