МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЧП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канаева А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 29.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Гражданско-правовое положение несовершеннолетних являются профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского и семейного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского и семейного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-9: способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-15: способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ок-1:социальную значимость своей будущей профессии, факторы проявления коррупционного поведения, каритерии уважительного отношения к праву и закону; обладания достаточным уровнем профессионального правосознания;
Ок-2: правила добросовестного исполнения профессиональных обязанностей и принципы этики юриста;
ПК-7:способы толкования нормативных правовых актов в сфере прав несовершеннолетних;
ПК-9:критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-15:методы эффективного осуществления правового воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1:осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость и коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания;
Ок-2:добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ПУ-7:использовать способы толкования нормативных правовых актов в сфере прав несовершеннолетних;
ПК-9:учитывать критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-15:эффективно осуществлять правовое воспитание несовершеннолених.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, навыками проявления нетерпимости к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону; достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2:навыками добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдения принципов этики юриста;
ПК-7:навыками квалифицированного толкования нормавтивных правовых актов по вопросам защиты прав несовершеннолетних;
ПК-9:умением применения критериев приема оптимальных управленческих решений в сфере обеспечения прав и интересов несовершеннолетних;
ПК-15:навыками эффективного осуществления правового воспитания несовершеннолетних.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Правовое положение несовершеннолетних по гражданскому и семейному законодательству
1.1. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних. Эмансипация. Права детей по семейному законодательству Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Право ребенка выражать свое мнение. Право на вступление в брак. Сам. работа 2 6 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Законные представители и иные лица, осуществляющие права несовершеннолетних
2.1. Понятие законных представителей несовершеннолетних. Родители, как законные представители несовершеннолетних. Права несовершеннолетних родителей.Усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Медицинские, образовательные, лечебные организации, учреждения социальной защиты. Органы опеки и попечительства. Практические 2 6 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие законных представителей несовершеннолетних. Родители, как законные представители несовершеннолетних. Права несовершеннолетних родителей.Усыновители, опекуны (попечители), приемные родители. Медицинские, образовательные, лечебные организации, учреждения социальной защиты. Органы опеки и попечительства. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Защита прав и законных интересов детей по семейному законодательству
3.1. практические занятие по решению задач Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
3.2. Сущность принципа обеспечения приоритетной защиты прав и интересов детей. Задача, способы, цель защиты прав и интересов несовершеннолетних. Защита прав и законных интересов ребенка, вытекающих из семейного законодательства их родителями (лицами, их заменяющими). Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних. Деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства в области защиты прав несовершеннолетних. Деятельность уполномоченного по правам ребенка. Судебная защита прав несовершеннолетних. Самостоятельное осуществление несовершеннолетними права на защиту. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Охрана и защита имущественных и жилищных прав несовершеннолетних
4.1. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Порядок и условия совершения сделок и иных действий с имуществом несовершеннолетних, а также жилыми помещениями, в которых проживают дети. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание. Лекции 2 1 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.2. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Порядок и условия совершения сделок и иных действий с имуществом несовершеннолетних, а также жилыми помещениями, в которых проживают дети. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание. Практические 2 4 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.3. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Порядок и условия совершения сделок и иных действий с имуществом несовершеннолетних, а также жилыми помещениями, в которых проживают дети. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание. Сам. работа 2 8 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
5.1. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства и способы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Дополнительные гарантии и льготы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.2. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства и способы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Дополнительные гарантии и льготы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практические 2 4 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.3. Правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства и способы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Права детей, находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Дополнительные гарантии и льготы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних
6.1. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними Лекции 2 1 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
6.2. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними (в том числе лабораторный практикум) Практические 2 4 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1
6.3. Особенности гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних по сделкам и обязательствам, возникающим из предпринимательской деятельности. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Ответственность родителей, лишенных родительских прав, за вред, причиненный несовершеннолетними Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-7, ПК-9, ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к зачету
1. Дееспособность малолетних
2. Дееспособность несовершеннолетних о 14 до 18 лет
3. Предпринимательская деятельность несовершеннолетних
4. Эмансипация в административном порядке
5. Эмансипация в судебном порядке
6. Несовершеннолетий как участник наследственных отношений
7. Защита жилищных прав несовершеннолетних: понятие, форма и способы
8. Распоряжение имуществом несовершеннолетнего
9. Личные права, предусмотренные гражданским законодательством
10.Ответственность за вред, причиненный малолетними несовершеннолетними
11. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними от 14 до 18 лет
12. Право ребенка на содержание
13. Право ребенка на воспитание и образование
14. Право ребенка на имя (на перемену имени)
15. Право ребенка выражать свое мнение
16. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
17. Особенности правового положения несовершеннолетних родителей
18. Право несовершеннолетних на вступление в брак
19. Законные представители несовершеннолетних: понятие и виды; правовой статус: назначение и прекращение полномочий
20. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
21. Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних по гражданскому законодательству
22. Права и обязанности законных представителей детей по семейному законодательству
23. Порядок и условия вступления в брак лиц, не достигших 16 лет (на примере 2-х законов субъектов РФ)
24. Сделкоспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет
25. Деятельность органа опеки и попечительства по защите личных семейных прав детей
26.Деятельность органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних
27. Ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних детей
28.Дополнительные льготы и гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
29. Право ребенка на защиту.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Соотношение семейной и гражданской дееспособности несовершеннолетних.
2.Особенности дееспособности несовершеннолетних родителей.
3.Правовое регулирование предпринимательской деятельности несовершеннолетних.
4.Эмансипация: сравнительный анализ.
5.Влияние полной дееспособности на правовой статус несовершеннолетнего.
6.Сделкоспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
7.Осуществление несовершеннолетним правомочий собственника.
8.Распоряжением имуществом несовершеннолетнего: теория и практика.
9.Несовершеннолетний как участник наследственных правоотношений.
10.Право на создание юридического лица: осуществление и защита.
11.Реализация несовершеннолетним авторских прав.
12. Правовой механизм регулирования гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних.
13.Право несовершеннолетних на вступление в брак: федеральный и региональный аспект.
14. Особенности правового положения несовершеннолетних супругов.
15.Личные права ребенка: понятие, виды и осуществление.
16.Защита личных прав и законных интересов ребенка.
17.Защита имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
18.Законные представители несовершеннолетних.
19.Государственная политика в области защиты прав и интересов детей.
20.Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей.
21.Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
22. Законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей: эффективность правого регулирования.
23.Международные акты в сфере защиты прав и интересов детей.
24.Интерес ребенка как правовая категория.
25. Добросовестность родителей: принцип семейного законодательства.
26.Право на жилье детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути решения.
27.Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних.
28.Ограничение гражданской дееспособности несовершеннолетних: основания, порядок и последствия.
29.Несовершеннолетние как члены кооперативов.
30.Проблемы реализации права несовершеннолетнего на содержание.
31.Правовоой статус ребенка.
32.Осуществление права собственности несовершеннолетним.
33. Создание несовершеннолетним юридических лиц.
34.Влияние эмансипации на публично-правовой статус несовершеннолетнего.
35. Семейная родительская дееспособность несовершеннолетних.
36. Право на жилье детей, оставшихся без попечения родителей.
37. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
38. Право ребенка на имя.
39.Участие несовершеннолетних в кооперативах.
40.Сделкоспособность несовершеннолетних.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
Приложения
Приложение 1.   ФОС, несоверш. 2020..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник СТАТУТ, 2015 : http://e.lanbook.com/book/61530
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчелинцева Л.М. - под ред., Цитович Л.В. - под общ. ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/7C0CB4D4-A471-415D-BA13-8E6286A841C3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань"
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 курс в Moodle "Гражданско-правовое положение несовершеннолетних" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1325
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях магистранты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа магистранта предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие магистрантам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие магистрантам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение магистрантами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у магистрантов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.