МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
ПК-7 способностью применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы истории русского декоративно-прикладного искусства, их факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров; основные виды декоративно-прикладного искусства, их специфику; специфику народного искусства и основные художественные промыслы.
Традиционные виды обработки материалов, историю развития промыслов, стилевых особенностях, технологии изготовления изделий.
Методы искусствоведческого анализа и систематизации источников по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
3.2.Уметь:
3.2.1.Распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства искусства и народных промыслов.
Анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
Применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Использовать знание современных проблем науки и обосновывать новизну собственных концептуальных решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет необходимые навыки и приемы научного анализа произведений декоративно-прикладного искусства на основе знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров.
Имеет навыки организации научно-исследовательской работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.2. Описание и анализ произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Теоретические основы организации научно-исследовательской работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Народные промыслы Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.5. Древнерусское декоративно-прикладное искусство Лекции 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
1.6. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 1 14 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства
2.1. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Лекции 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.2. Декоративно-прикладное искусство XIX века Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство ХХ века Сам. работа 1 14 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.4. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 1 14 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.5. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Практические 1 6 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 1 14 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 1 16 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение