МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ДКв ИМ-1-2020 по ФГОС 3+
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016г. №№624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
- волевые качества личности, пути повышения своей квалификации, методы самосовершенствования на примере изучения истории декоративно-прикладного искусства
- методы научных исследований в декоративно-прикладном искусстве
- методы искусствоведческого анализа и систематизации источников по декоративно-прикладному искусству
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения
- реализовывать личностные способности, творческий потенциал в различных видах декоративно-прикладного искусства
- применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства
- анализировать и систематизировать подготовительный материал по декоративно-прикладному искусству

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологиями самоорганизации и самообразования для принятия решений в профессиональной деятельности
- навыками творческого подхода к составлению основных композиционных схем, применяя специфику художественной системы декоративно-прикладного искусства с целью повышения квалификации и профессионального мастерства
- навыками работы с литературным и иллюстративным материалом по декоративно-прикладному искусству
- способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 2 4 ПК-3 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.4. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Практические 2 6 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
1.5. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Практические 2 4 ПК-3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
1.6. Процессы самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.3, Л3.1, Л1.1
1.7. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 2 10 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства, их специфика
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство IX-XIII века Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII века Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.4. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Практические 2 4 ПК-3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.5. Декоративно-прикладное искусство XIX века Лекции 2 2 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 2 7 ПК-3 Л1.2, Л2.4, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство XX века Лекции 2 4 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.8. Декоративно-прикладное искусство Алтая Практические 2 4 ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л3.1
2.9. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.2, Л2.4, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. biblioclub.ru
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 biblioclub.ru
Л2.4 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение