МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История декоративно-прикладного искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
д.иск., доц., Усанова А.Л.

Рабочая программа дисциплины
История декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель данного курса – сформировать представление о природе декоративно-прикладного искусства, об его связи с народным искусством, которое соединяет в себе две функции: практическую и художественную. Показать, как произведения декоративно-прикладного искусства отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства. Проследить взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой.
Задачи:
-развитие у студентов эстетической отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ;
-воспитание активного эстетического отношения к действительности;
-понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
-умение обобщать свои жизненные представления с учетом возможностей художественных средств;
-знакомство с профессиями художников-прикладников, их творчеством и практической деятельностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
- волевые качества личности, пути повышения своей квалификации, методы самосовершенствования на примере изучения истории декоративно-прикладного искусства
- методы научных исследований в декоративно-прикладном искусстве
- методы искусствоведческого анализа и систематизации источников по декоративно-прикладному искусству
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения
- реализовывать личностные способности, творческий потенциал в различных видах декоративно-прикладного искусства
- применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства
- анализировать и систематизировать подготовительный материал по декоративно-прикладному искусству

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- технологиями самоорганизации и самообразования для принятия решений в профессиональной деятельности
- навыками творческого подхода к составлению основных композиционных схем, применяя специфику художественной системы декоративно-прикладного искусства с целью повышения квалификации и профессионального мастерства
- навыками работы с литературным и иллюстративным материалом по декоративно-прикладному искусству
- способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности художественного языка декоративно - прикладного искусства.
1.1. Основные виды декоративно - прикладного искусства, их специфика. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 2 4 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Архетипические мотивы и композиции в орнаменте Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
1.5. Процессы самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности Сам. работа 2 14 ОК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.6. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
Раздел 2. Основные этапы развития русского декоративно-прикладного искусства, их специфика
2.1. Древнерусское декоративно-прикладное искусство IX-XIII века Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
2.2. Древнерусское декоративно-прикладное искусство XIV-XVII века Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
2.3. Декоративно-прикладное искусство XVIII века Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
2.4. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.5. Декоративно-прикладное искусство XIX века Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
2.6. Традиционные ремесленные центры русского декоративно-прикладного искусства Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.7. Декоративно-прикладное искусство XX века Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л3.1
2.8. Декоративно-прикладное искусство Алтая Сам. работа 2 12 ОК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение


5.3. Фонд оценочных средств
СМ. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260776
Л1.2 Ултургашева, Н.Т. Педагогика народного художественного творчества : учеб.-метод. пособие Кемерово : КемГИК// ЭБС "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/49322.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. В.В. Бычкова и Н.Б. Маньковской. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. : уч. пособ. М.: ИФ РАН // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=444036&sr=1
Л2.2 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы Западной Сибири: учебное пособие: Учебная литература для ВУЗов КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2006 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227748
Л2.3 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463679
Л2.4 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272495
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эрмитаж: история, дворцы, коллекции [Электронный ресурс]. - М. : ЗАО Интерсофт, 1999.
Э2 Санкт-Петербург: Мультимедийный альбом [Электронный ресурс] : альбом. - М. : Коминфо, 1997. - (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. - Исскуство и путешествия)
Э3 Русский музей [Электронный ресурс]: тексты, 1000 иллюстраций. - М. : БИЗНЕССОФТ. - (Электронная библиотека)
Э4 Московский Кремль: Путеводитель [Электронный ресурс]. - М. : Коминфо, [1997]. (Интерактивный мир. Мультимедийная коллекция ; Т. 1. -Искусство и путешествия)
Э5 История костюма и быта. Древний мир [Электронный ресурс]. - М. : АстраМедиа, 2007.
Э6 Курс в Moodle "История декоративно-прикладного искусства" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1915
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение