МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы конституционного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЮвГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 47
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 47 47 47 47
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы конституционного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Игнатовская И.И. к.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Игнатовская И.И. к.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение студентами проблем конституционного законодательства, практики его правоприменения; получение практических навыков применения конституционного и административного законодательства.

Задачи - уяснение основных проблем современного конституционного права, связанных с содержанием Конституции РФ, ее принципами, федеративным устройством и системой органов государственной власти и местного самоуправления;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1:роль, цель и значение будущей профессии; понятие коррупции и методы про-тиводействия ей.
ОК-3:сферы общекультурных знаний, имеющих значение для развития юридических компетенций.
ПК-1:содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; виды нор-мативных правовых актов; систему орга-нов государственной власти и их компе-тенцию; стадии и особенности законода-тельного процесса.
ПК-3:обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; содержание категорий «законность», «правопорядок», «безопасность»; механизмы выполнения данных обязанностей; ответственность за их не выполнение.
ПК-8:порядок проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов; характеристики коррупционного поведе-ния; методику анализа правовых ситуаций для дачи юридических заключений и кон-сультаций в сфере конституционного пра-ва.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1:проявлять уважительное отношение праву и закону; соотносить свое поведение и поведение окружающих с нормами права и закона на основании развитого профес-сионального правосознания.
ОК-3:применять общекультурные знания для реализации правовых норм.
ПК-1:применять полученные юридические знания в процессе разработки норма-тивных правовых актов.
ПК-3:исполнять обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; раскрывать содержание данных обязанно-стей.
ПК-8:проводить экспертизы законопроектов; анализировать правовые ситуации на предмет наличия в них коррупционного поведения; проводить юридические кон-сультации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1:навыками противодействия кор-рупционному поведению; навыками при-менения права с учетом достаточного уровня профессионального правосознания.
ОК-3:методиками повышения общекультурного уровня, влияющего на профессиональное правосознание.
ПК-1:приемами написания законопроектов; приемами юридической техники в рамках конституционного права.
ПК-3:навыками, позволяющими качественно исполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
ПК-8:навыками проведения экспертизы нормативного правового акта; методиками проведения юридических консультаций; навыками оценки правовых ситуаций на предмет наличия в актах или действиях коррупционной составляющей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обзорные лекции по теме "Актуальные проблемы конституционного права"
1.1. Обзорные лекции по теме "Актуальные проблемы конституционного права" Лекции 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
2.1. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Конституционное право как отрасль, наука и учебная дисциплина. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Конституционный строй Российской Федерации.
3.1. Конституционный строй Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Конституционный строй Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дефекты Конституции Российской Федерации.
4.1. Дефекты Конституции Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Дефекты Конституции Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Гражданство. Иностранство. Безгражданство.
5.1. Гражданство. Иностранство. Безгражданство. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Гражданство. Иностранство. Безгражданство. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Человек и «нечеловек» в конституционном праве.
6.1. Человек и «нечеловек» в конституционном праве. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Человек и «нечеловек» в конституционном праве. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Основные права и свободы человека и гражданина.
7.1. Основные права и свободы человека и гражданина. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Основные права и свободы человека и гражданина. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Конституционные обязанности.
8.1. Конституционные обязанности. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Конституционные обязанности. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Конституционные основы федеративного устройства.
9.1. Конституционные основы федеративного устройства. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Конституционные основы федеративного устройства. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Президент Российской Федерации.
10.1. Президент Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Президент Российской Федерации. Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Федеральное Собрание Российской Федерации.
11.1. Федеральное Собрание Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Правительство Российской Федерации.
12.1. Правительство Российской Федерации. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
12.2. Правительство Российской Федерации. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека.
13.1. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.2. Судебная власть. Конституционный Суд Российской Федерации и Европейский суд по правам человека. Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Цифровизация конституционного права.
14.1. Цифровизация конституционного права. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
14.2. Цифровизация конституционного права. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Конституционная экономика.
15.1. Конституционная экономика. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
15.2. Конституционная экономика. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Лабораторный практикум
16.1. Лабораторный практикум Лабораторные 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Экзамен
17.1. Экзамен Экзамен 1 27 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко ; под общ. ред. И. А. Умновой. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 2. Особенная часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Актуальные проблемы конституционного прав portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.