МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы конституционного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКонституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Конст_ право-23-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рецензент(ы):
к.ю.н, доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы конституционного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 29.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение студентами проблем конституционного законодательства, практики его правоприменения; получение практических навыков применения конституционного законодательства.

Задачи - уяснение основных проблем современного конституционного права, связанных с содержанием Конституции РФ, ее принципами, федеративным устройством и системой органов государственной власти и местного самоуправления;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-5 готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5:общую методику преподавания правовых дисциплин в вузе; положения конституционного права как учебной дис-циплины;
ПК-1:основные понятия конституционно-правовой науки и положения российского конституционного законодательства; общепризнанные принципы и нормы меж-дународного права, положения междуна-родных договоров Российской Федерации;
ПК-2:практику и проблемы реализации норм конституционного права судебными и иными правоприменительными органами;
ПК-3:понятие, особенности и систему источников конституционного законода-тельства как объект научного осмысления;
УК-1:новейшие положения доктрины конституционного права, основные науч-ные диспуты в области конституционного права, тенденции развития отечественной и зарубежной науки конституционного права;
УК-2:методологию междисциплинарных научных исследований; понятие и систему конституционного права; природу и сущность конституционного законодательства;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5:разрабатывать конституционно-правовые учебные курсы; готовить лекционный материал и адаптировать его изложение к студенческой аудитории;
ПК-1:анализировать соответствующие юридические нормы и правовые отноше-ния, осуществлять сбор и обобщение нор-мативной и фактической информации, имеющей значение для реализации право-вых норм; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, со-держащие нормы конституционного права;
ПК-2:формулировать предложения по совершенствованию содержания и практи-ки применения конституционных право-вых норм;
ПК-3:анализировать этапы, закономерности и тенденции развития российского конституционного законодательства; оп-ределять общее и особенное в конституци-онном законодательстве России и зару-бежных стран;
УК-1:адаптировать общеюридические методы к проведению конституционно-правовых исследований, выявлять новые проблемы конституционно-правовыхисследований, генерировать новые подходы к оценке устоявшихся конституционно-правовых явлений и процессов;
УК-2:оперировать понятиями и категориями конституционного права; анализировать юридические факты и порожденные ими конституционные правоотношения; толковать и правильно применять консти-туционные правовые акты;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5:приёмами ведения лекции и научной дискуссии, решения кейсов, мультимедиа оборудованием, интерактивными методами обучения.
ПК-1:навыками подготовки проектов актов правового характера, проведения правовой экспертизы нормативных право-вых актов, подготовки квалифицирован-ных юридических заключений и консуль-таций по вопросам применения конститу-ционного законодательства, принятия пра-вовых решений и осуществления иных юридические действий в точном соответ-ствии с законом.
ПК-2:навыками работы с конституционными правовыми актами; терминологией конституционного права; основными положениями конституционной доктрины.
ПК-3:критериями выявления конституционно-правовой проблематики, навыками подготовки конституционно-правовых публикаций с учётом особенностей их стилистики.
УК-1:навыками межотраслевых и меж-дисциплинарных исследований на стыке конституционного права и других наук.
УК-2:навыками анализа юридических фактов, конституционных правовых норм и соответствующих правоотношений; дан-ными правоприменительной конституци-онной практики, ее анализа и обобщения; информацией о необходимых мерах защи-ты прав субъектов конституционного пра-ва; юридической техникой на всех этапах работы над проектом конституционного правового акта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы конституционного права как отрасли права и юридической науки
1.1. Проблемы конституционного права как отрасли права и юридической науки Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Проблемы конституционного права как отрасли права и юридической науки Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Проблемы конституционного права как отрасли права и юридической науки Сам. работа 3 16 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы становления и развития российского конституционализма
2.1. Проблемы становления и развития российского конституционализма Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы становления и развития российского конституционализма Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Проблемы становления и развития российского конституционализма Сам. работа 3 16 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Конституционные принципы и проблемы их реализации
3.1. Конституционные принципы и проблемы их реализации Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Конституционные принципы и проблемы их реализации Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Конституционные принципы и проблемы их реализации Сам. работа 3 16 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проблемы и перспективы развития российского федерализма
4.1. Проблемы и перспективы развития российского федерализма Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Проблемы и перспективы развития российского федерализма Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Проблемы и перспективы развития российского федерализма Сам. работа 3 16 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Система органов государственной власти РФ и проблемы ее функционирования
5.1. Система органов государственной власти РФ и проблемы ее функционирования Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Система органов государственной власти РФ и проблемы ее функционирования Сам. работа 3 20 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Проблемы становления и развития местного самоуправления в РФ
6.1. Проблемы становления и развития местного самоуправления в РФ Сам. работа 3 15 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Экзамен
7.1. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ www.council.gov.ru
Э2 Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ www.duma.gov.ru
Э3 Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru
Э4 Официальный сайт Правительства РФ www.government.gov.ru
Э5 Официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э6 Актуальные проблемы конституционного права portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оце-нивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает аспиранту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то аспирант об этом уведомляется. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Рефераты являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются аспирантом самостоятельно. Тема работы обговаривается с преподавателем. Написание рефе-рата является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения материалом по данному вопросу. Рефераты назначаются в инициативном (по жела-нию аспиранта) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным ви-дам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется ас-пирантом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
В билет на экзамен включено два теоретических вопроса, соответствующие содер-жанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.