МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура народов большого Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент , М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Культура народов большого Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является, рассмотреть положение Алтая в трансграничном пространстве Азии, а так же культуру его народов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, микрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПК-11 Владеет навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы формирования региона «Большого Алтая» в рамках исторического развития России; критерии аннотирования и реферирования работ по истории и культуре народов Большого Алтая
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять особенности социально-экономического и политического развития региона Большого Алтая учитывая международную ситуацию; устанавливать причинно-следственную связь, основные тенденции и закономерности при составлении научных обзоров, аннотаций и рефератов по развитию культуры народов Большого Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки закономерностей развития региона Большого Алтая в контексте современных процесса; организации и проведения самостоятельных научных исследования по культуре народов Большого Алтая с навыком составления библиографических описаний и использованием поисковых систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение трансграничного региона
1.1. Предпосылки возникновения трансграничного культурного сотрудничества Лекции 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Предпосылки возникновения трансграничного культурного сотрудничества Практические 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.3. Предпосылки возникновения трансграничного культурного сотрудничества Сам. работа 3 22 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Алтай в трансграничном пространстве Азии
2.1. Алтай и взаимодействие с Казахстаном Лекции 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Алтай и взаимодействие с Казахстаном Практические 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Алтай и взаимодействие с Казахстаном Сам. работа 3 23 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.4. Алтай и взаимодействие с Монголией Лекции 3 6 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.5. Алтай и взаимодействие с Монголией Практические 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.6. Алтай и взаимодействие с Монголией Сам. работа 3 24 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.7. Алтай и взаимодействие с Китаем Лекции 3 6 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.8. Алтай и взаимодействие с Китаем Практические 3 8 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.9. Алтай и взаимодействие с Китаем Сам. работа 3 24 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.10. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.5, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Окрут С.В., Поспелова О.А., Степаненко Е.Е., Зеленская Т.Г., Корнилов Н.И., Коровин А.А. Основы регионоведения: учебное пособие: Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Симагин, Ю. А. Экономическая география и прикладное регионоведение России : учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/962553EA-5191-48BA-AADC-B518D9C089BA
Л1.4 Дергачев В. А. , Вардомский Л. Б. Регионоведение: учебное пособие: Москва: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.5 Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FA1B7A72-EDC9-4502-B6AA-466E2F8AE258.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Шелеповой Л.И. Язык и культура Алтая: материалы и исследования 2009: сб. ст., посвящ. памяти проф. И.А. Воробьевой: к 80-летию со дня рождения: сборник статей Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2009
Л2.2 Тулохонов А.К., Бакланов П.Я. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития): монография: Новосибирск: Сибирское отделение Российской академии наук, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" www.altaiinter.info
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.