МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., профессор, Пургин Ю.П.;доцент, Иванова О.Ф.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, производственно-технологической деятельности; способствование освоению соответствующих методов работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен участвовать в разработке и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отечественный и мировой опыт разработки и реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать соответствие медиапроекта формату, целевой аудитории и политике СМИ или другим медиа; решать поставленные задачи при работе над авторским или коллективным практико-ориентированным медиапроектом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками реализации практико-ориентированного медиапроекта (или его элементы) в рамках своих полномочий и несет ответственность за результат

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Издательская программа InDesign и дизайн печатных изданий
1.1. Основные опции издательской программы InDesign Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Форматы изданий; колонная, базовая, модульная сетки; виды верстки. Разработка композиционных схем на форматах А4, А3, А2. Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Базовые знания о шрифте. Типографский шрифт, шрифтовая гарнитура. Строение буквы. Классификация шрифтов по начертаниям. Классификация шрифтов по рисунку. Кегль шрифта. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Оформление текста: колонка, абзац; шрифтовая гарнитура, начертание, кегль; интерлиньяж; выключка; способы выделения Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Размещение фотографий: 1-2 или несколько фотографий на полосе, фотографии в блоке; кадрирование, обтекание текстом Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Верстка полос по макету (образцу); культура верстки Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Знакомство с современными тенденциями газетного и журнального дизайна. Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Активное использование инфографики, ее виды. Стратегия создания первой полосы. Четкая структуризация рубрик, отделов, вкладок, приложений. Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Изучение материала учебников и учебных пособий Сам. работа 6 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Выполенение индивидуальных домашних заданий, верстка полос Сам. работа 6 10 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Композиционно-графические модели издания
2.1. Компактный формат и компактизация содержания Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Визуализация содержания: качественный иллюстративный ряд, развитая навигационная система, визуальная пунктуация Лекции 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Разработка логотипа издания: шрифтовое и композиционное решения Практические 6 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Разработка композиционно-графической модели издания: элементы и комплексы КГМ Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Типометрия. Шрифтовая концепция издания Лекции 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Изучение основных опций издательской программы Сам. работа 6 10 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Разработка КГМ издания Сам. работа 6 19 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Экзамен 6 27 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Головко С. В. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
Л1.2 Божко А.Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: М. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»//ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие Екатеринбург : Архитектон, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.2 Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие М.:Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Проскурин, Евгений Геннадьевич Основы рекламы: типографика, верстка и макетирование печатных средств массовой информации : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Flickr — фотохостинг www.flickr.com
Э2 Конструктор сайтов tilda.cc
Э3 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При прохождении практического курса студенты должны освоить основные опции издательской программы InDesign, научиться разработке композиционно-графической модели издания. Теоретическая база - указанные в списке литературы учебные пособия.


Изучение тем на практических занятиях сопровождается демонстрацией презентаций

ОСНОВНЫЕ ОПЦИИ издательской программы InDesign: открыть новый файл, параметры рабочего окна (формат, поля, колонки), поместить (импорт), размерные и направляющие линейки; инструментарий; сохранение в формате .pdf.
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
Абзац – относительно небольшой период (небольшая часть) текста, заключающий в себе сверхфразовое единство и выраженный графически. Обычным приемом, показывающим начало абзаца, является отступ. Кроме того: новострочие без отступа («тупое» начало, тупая строка), пробельная строка (швейцарский абзац), втяжка всех строк абзаца, кроме первой, параграфный знак и др.
Колонка, или столбец, – часть полосы при многоколонной верстке издания, образуемая строками, которые набраны на формат, составляющий определенную долю от общего формата набора полосы, и отделенная от смежной колонки вертикальным пробелом.
Выключка строки – это формирование строки или (иначе) заполнение строки заданного формата символами и пробелами с учетом вида выключки. Виды выключки: по формату, вправо, влево, по центру.
Кегль (размер) шрифта для основного текста и интерлиньяж (междустрочный пробел).
Удобочитаемость – свойства текстового материала, характеризующие комфортабельность и легкость восприятия его человеком. Основными факторами, влияющими на удобочитаемость, являются: геометрические параметры шрифта (гарнитура, кегль, начерта¬ние и размеры очка литеры); технологические параметры набора (длина строки, размеры ин-терлиньяжа, пробелов между словами, буквами); композиционное расположение материала на странице.
Заголовок – неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент издания. Вокруг заголовка размещаются другие элементы (рубрика, надзаголовок, подзаголовок, лид), которые все вместе составляют единый заголовочный комплекс.
Способы выделения в тексте – шрифтовые и нешрифтовые. Шрифтовые способы: изменение начертания шрифта, разрядка, набор прописными буквами, капителью, шрифтом другой гарнитуры. Нешрифтовые выделения: это композиционные (втяжка, буквица, использование линеек, рамок) и цветовые (выделение цветом шрифта, выворотка, фоновые подложки).
Особые текстовые блоки: лид (врезка), постскриптум, вынос в тексте, авторская подпись, подпись, сопровождающую иллюстрацию, географическая и другие ссылки.
ВЕРСТКА
Это процесс формирования газетных или журнальных полос с использованием заготовленного текстового и иллюстрационного материала, а также других дополнительных графических элементов в соответствии с разработанным макетом или на основе макета-шаблона. На профессиональном жаргоне версткой также называют сверстанные полосы.
Формат: в отечественной газетной практике используется три стандартных формата: большой – А2 (420х594 мм), малый – А3 (297х420 мм), сверхмалый – А4 (210х297 мм). Журнальные форматы более разнообразны, чем газетные. Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке (например, 70х108/8 или 60х90/16). От формата издания зависит формат колонок.
Конфигурацией материалов, а также их расположением по горизонтали и вертикали и относительно центра полосы определяются виды верстки: прямоугольная (прямая, простая) и ломаная; горизонтальная и вертикальная; горизонтальная с вертикальными пересечениями и вертикальная с горизонтальными пересечениями; симметричная и асимметричная верстка. Кроме того, еще такие виды верстки: открытая, закрытая, глухая верстка, верстка на полях и под обрез, ярусная и др., которые характерны скорее журналам, нежели газетам.
Расположение (размещение) заголовков может быть различно; основные способы: над текстом, сбоку от текста; внутри текста. Правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовок (заголовочный комплекс) относится именно к этому материалу; между элементами заголовочного комплекса должна быть до¬статочно четкая субординация.
Иллюстрация – мощный графический элемент на полосе, ее сила — в наглядности, документальности, быстроте прочтения заключенной в ней информации, образности. Функ¬ции фотоиллюстрации как графического элемента оформления: средство акцентирования внимания читателя, средство ориентации на полосе, средство художественного оформления. Информационные фотожанры: новостная фотография, фотоиллюстрация и фоторепортаж. Художественно-публицистические жанры: фотоочерк, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюр-морт. Формы фотографии: прямоугольник (наиболее распространен), силуэт. Размещение фотографий на полосе: учитывать «направление» (силовые линии) фотографии; фотографии, иллюстрирующие текст, лучше расположить над или под заголовком; выделить главенствую-щую фотографию на полосе; снимки на полосе не должны быть одинакового размера и оди-наковой формы.
Инфографика: ее виды – таблицы, графики, диаграммы; карты погоды, различные схемы, в том числе логические, графические истории. Требования, предъявляемые к инфографике: не перегружать лишними деталями, дать заголовок или пояснительную подпись, сделать ссылку на источник информации, суть информации выразить четко и понятно. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию.
Вспомогательные графические элементы: пробелы, линейки (их назначение: разделять, объединять, выделять), а также типографкие украшения (их современное назначение: акцентирование на какой-то части текста, своеобразное руководство вниманием читателя на полосе, в номере).
Формы подачи материалов на полосе: отдельные материалы как самостоятельные единицы, подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества, тематическая страница, разворот, «газета в газете».
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Логотип издания – это название, выраженное в графической форме, имеющей жесткую (устойчивую) композицию, в которую могут входить несколько элементов.
Шрифтовое решение: одна или две гарнитуры; одна гарнитура – различные начертания, разные кегли.
Некоторые композиционные приемы, используемые при создании логотипов: выделение первых букв в названии газеты; использование одной буквы для двух слов; введение аббревиатуры и ее акцентирование; акцентирование слова; использование вспомогательных графических элементов: линеек, рамок, подложек; введение изобразительных элементов (рисунков, фотографий) – вместо одной из букв в название, в композицию логотипа.
Титульный комплекс на первой полосе, в его составе: логотип, а также текстовые строки, обозначающие некоторые выходные данные (тип издания, территория распространения, дата основания издания, номер и дата выхода текущего номера, его цена). Общая композиция титульного комплекса устойчивая, в нее могут входить дополнительные графические элементы (иллюстрация, линейки, рамки, подложки).
Композиционно-графическая модель газеты – конструкция, которая включает в себя структуру тематики, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Оформляется документально (например, альбом).
КГМ включает:
Размерные характеристики: формат издания, размеры полосы (соответственно – для вкладок и приложений, если они есть), объем (количество страниц, количество печатных листов), количество и формат колонок на полосе, варианты на разных полосах, другие используемые форматы текстовых блоков (какие, для каких целей).
Структура номера: закрепление тематических разделов по полосам, вкладки, приложения, варианты композиционного решения первой полосы, варианты верстки на внутренних полосах (схемы конструкций с указанием количества строк), типичное количество материалов на внутренних полосах, варианты композиционного решения последней полосы. Основа: колонная, базовая, модульная сетки.
Постоянные компоненты модели: логотип издания (элементы, входящие в конструкцию титульного комплекса, размер и размещение), колонтитул (элементы, его составляющие, размер и размещение; особое информационное наполнение колонтитула), блок служебных сведений (что входит, акценты в выделении частей блока), его место в издании.
Анонсирование материалов в номере: типичные элементы анонса, композиционные схемы, размещение анонсов в номере.
Шрифт в издании: шрифтовые гарнитуры: для текста, для заголовочного комплекса, используемые начертания шрифтов (какие, для каких целей), кегль и интерлиньяж основного текста, вариации кеглей в заголовочном комплексе (сколько, для каких элементов заголовоч-ного комплекса).
Оформление текста и некоторых особых текстовых блоков: способы обозначения начала абзаца, величина абзацного отступа, выключка: ее виды, используемые для основного текста и других текстовых блоков, способы выделения в тексте (шрифтовые и нешрифтовые) – для каких видов текста, подача врезок (лида), постскриптума, авторской подписи, выносов в тексте, иных точек входа в публикацию (если таковые есть)
Заголовочный комплекс: собственно заголовок (где размещается, пространство, занимаемое заголовочным комплексом, выключка, деление на строки), другие элементы заголовочного комплекса (где размещаются, выключка), использование шрифтовых и композиционных приемов для оформления заголовков и других элементов заголовочного комплекса.
Иллюстрация и инфографика: количество иллюстраций (в среднем по полосам), размещение иллюстраций на полосе (типичное, возможное), формы фотографий (прямоугольник – какой преимущественно, силуэт и т.д.), особые приемы подачи фотографий (наложение, под углом и т.д.), подпись под фотографией, подпись автора фотографии, использование рисунков, инфографика (назначение, частота использования, виды инфографики).
Дополнительные графические элементы: основной межколонный пробел (величина, соблюдение на всех полосах), пробелы между колонкой и линейкой (рамкой), между заголовком и колонками, между текстом и иллюстрациями, использование особых белых пятен (где, в каких целях), линейки и рамки (какие, где используются), типографские украшения (какие, где используются).
Цвет: при черно-белом варианте – используются ли серые линейки, фоновые подложки, различные оттенки серого, выворотка – для каких элементов, при полноцветном варианте – что дается в полном цвете, для каких элементов используется один цвет (какой).
Размещение рекламы, программы ТВ: размещение рекламы (где, какая), подача программы телевидения (на каких полосах или в виде вкладки, информационное дополнение к программе; приемы, используемые для выделения в тексте программы).