МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура народов России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Культура народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: познакомить иностранных студентов с полиэтничной культурой России
Задачи:
1. вести иностранных студентов в мир полиэтнической культуры России,
2. расширить представление о России,
2. пополнить словарный запас иностранных студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
ПК-16: владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значение культуры как формы человеческого существования;
этические и нравственные формы поведения в поликультурном социуме; способы преодоления влияния стереотипов при контакте с представителями разных культур
3.2.Уметь:
3.2.1.: использовать этнические и нравственные нормы поведения в межкультурной коммуникации;
преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменениям, условиям при контакте с представителями различных культур; анализировать и обрабатывать информацию.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социокультурной и межкультурной коммуникации;
необходимые интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культурологические основы дисциплины
1.1. Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.2. Типологии культуры Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
1.3. Типологии культуры Практические 8 2 Л1.1, Л1.3, Л2.3
Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности
2.1. Народы России: проблемы исторческой и культурной общности. Формирование русской культуры Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.3
2.2. Культура и традиции русского народа Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
2.3. Культура и традиции русского народа Практические 8 4 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л2.3
2.4. История формирование этнического ландшафта народов Кавказа Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.5. Народы Кавказа и их культурные особенности Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.6. Народы Кавказа и их культурные особенности Практические 8 4 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л2.3
2.7. Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л1.4
2.8. Культура и быт народов Поволжья Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.4
2.9. Культура и быт народов Поволжья Практические 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л1.4
2.10. Этнографическая история Уральского региона Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.3
2.11. Материальная и духовная культура народов Урала Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.3
2.12. Материальная и духовная культура народов Урала Практические 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.3
2.13. Основные этапы истории автохтонных народов Сибири Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2
2.14. Духовная культура коренных народов Сибири Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2
2.15. Духовная культура коренных народов Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2
2.16. Русское население в Сибири Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.17. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.18. Культура и быт русских поселенцев в Сибири Практические 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.1, Л2.3
2.19. Основыне этапы истории народов Дальнего Востока Лекции 8 1 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2
2.20. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2
2.21. Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока Практические 8 2 ОПК-4, ПК-16 Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 https://www.biblio-online.ru/book/FE2E2D42-6531-4582-9BA3-4096E2284BA3
Л1.2 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Научная школа: Пятигорский государственный университет , 2018 https://biblio-online.ru/viewer/14C289AE-D7CD-4ECF-BB27-87FBCCD43698/istoriya-i-kultura-narodov-severnogo-kavkaza
Л1.3 Воронкова Л. П. КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BB7AE2FF-8084-438C-8C5A-247E628B26A0
Л1.4 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. Национальный этикет: учебное пособие СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458086
Л2.2 Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/57ACFC04-8581-442B-BD04-50BA251D27EC
Л2.3 Вишняков С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 https://e.lanbook.com/book/84615
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Культура народов России» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических семинаров. Тематический семинар включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть. Студенты, выступающие с докладами, назначаются преподавателем на занятии, предшествующем семинару.
Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. Выступление с докладом оценивается как дополнительное выступление на семинаре.