Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Цель курса: познакомить иностранных студентов с полиэтничной культурой России Задачи: 1. вести иностранных студентов в мир полиэтнической культуры России, 2. расширить представление о России, 2. пополнить словарный запас иностранных студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-4 | владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации |
ПК-16 | владением необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | значение культуры как формы человеческого существования; этические и нравственные формы поведения в поликультурном социуме; способы преодоления влияния стереотипов при контакте с представителями разных культур |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | : использовать этнические и нравственные нормы поведения в межкультурной коммуникации; преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменениям, условиям при контакте с представителями различных культур; анализировать и обрабатывать информацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками социокультурной и межкультурной коммуникации; необходимые интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Культурологические основы дисциплины | ||||||
1.1. | Ведение. Понятие «культура». Аспекты культуры | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
1.2. | Типологии культуры | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
1.3. | Типологии культуры | Практические | 8 | 2 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 | |
Раздел 2. Народы России: проблемы исторической и культурной общности | ||||||
2.1. | Народы России: проблемы исторческой и культурной общности. Формирование русской культуры | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л2.2 |
2.2. | Культура и традиции русского народа | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
2.3. | Культура и традиции русского народа | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
2.4. | История формирование этнического ландшафта народов Кавказа | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л2.3, Л1.2, Л1.4, Л1.3 |
2.5. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л2.3, Л1.2, Л1.4, Л1.3 |
2.6. | Народы Кавказа и их культурные особенности | Практические | 8 | 4 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.2 |
2.7. | Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л1.3 |
2.8. | Культура и быт народов Поволжья | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.3 |
2.9. | Культура и быт народов Поволжья | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л1.3 |
2.10. | Этнографическая история Уральского региона | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4 |
2.11. | Материальная и духовная культура народов Урала | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4 |
2.12. | Материальная и духовная культура народов Урала | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4 |
2.13. | Основные этапы истории автохтонных народов Сибири | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
2.14. | Духовная культура коренных народов Сибири | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
2.15. | Духовная культура коренных народов Сибири | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
2.16. | Русское население в Сибири | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л1.4, Л1.3 |
2.17. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л1.4, Л1.3 |
2.18. | Культура и быт русских поселенцев в Сибири | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.1, Л2.2 |
2.19. | Основыне этапы истории народов Дальнего Востока | Лекции | 8 | 1 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
2.20. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
2.21. | Культура и быт автохтоного населения Дальнего Востока | Практические | 8 | 2 | ОПК-4, ПК-16 | Л1.4, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: | Научная школа: Пятигорский государственный университет , 2018 | biblio-online.ru | |
Л1.3 | Вишняков С.А. | Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2012 | biblioclub.ru |
Л1.4 | Воронкова Л. П. | КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Арефьев А.Л., Осипов Г.В. - под ред. | СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА. ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 3-е изд., пер. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Вишняков С.А. | Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Малявина Г.И., Василенко В.В., Земцева Л.Ф. | Национальный этикет: учебное пособие | СКФУ // университетская библиотека он-лайн, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
301М | лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках |
16аМ | лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
403М | лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Культура народов России» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических семинаров. Тематический семинар включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть. Студенты, выступающие с докладами, назначаются преподавателем на занятии, предшествующем семинару. Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. Выступление с докладом оценивается как дополнительное выступление на семинаре. |