МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурная антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Культурная антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента представление о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. Способствовать пониманию культурной антропологии как науки, которая занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Представить характеристику основных концепций, бытовавших в науке в конце XIX века-начале XX века в лицах её основных пиредставителей: Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Альфред Радклиф-Браун, Эдуард Тайлор,Марсель Мосс, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять эффективную коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные типы устной и письменной коммуникации, основные методы и способы участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках;
чётко и ясно выражать свои мысли, грамотно строить устную речь и письменное высказывание с учётом социальной, информационной и эстетической значимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком социального взаимодействия и реализации своей роли в команде

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основания культурной антропологии
1.1. Методы антропологического исследования Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Введение в предмет Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Введение в предмет Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Культурогенез человека Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.5. Понятие «этнической общности» в трудах (П.Сорокина, Гирца, Деникера) Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.6. Понятие «этнической общности» в трудах (П.Сорокина, Гирца, Деникера) Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.7. Понятие и содержание явления «культурогенез» Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Понятие и содержание явления «культурогенез» Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Экологические факторы культуры Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Формы распространения культур Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Формы распространения культур Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основные функции культуры
2.1. Функции и дисфункции культуры в процессе социогенеза Лекции 1 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Соотношение понятий культура и субкультура Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Соотношение понятий культура и субкультура Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Экологическая антропология Практические 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Экологическая антропология Сам. работа 1 7 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Формы и механизмы приобщения к культуре Лекции 1 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Формы и механизмы приобщения к культуре Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клягин, Н.В. Современная антропология: учебное пособие М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233781
Л1.2 Арутюнов, С.А. Культурная антропология : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235161
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бажуков, В. И. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт института этнологиии антропологии iea-ras.ru
Э2 Сайт научной электорнной библиотеки elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме.