МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-историческое наследие России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
ст. преподаватель , А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Культурно-историческое наследие России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 30.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 30.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 Знакомство с историей формирования культурно-исторического наследия народов России
1.2 Знание типов, особенностей, традиций и других характерных черт объектов материальной и нематериальной культуры Российской Федерации
1.3 Умение формировать основные угрозы и факторы влияющие на сохранение культурно-исторического наследия России
1.4 Знакомство с основными мерами в области государственной политики по отношению к сохранению и поддержки культурного и самобытного разнообразия.
1.5 Формирования умения научного исследований и изучения, анализа и презентации по теме культурно-исторического наследия российской Федерации.
1.6 Международный опыт по сохранению и изучению культурно-исторического наследия.
1.7 Изучить роль и значение культурно-исторического наследия на современном этапе



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-11 Владеет навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.источники и литературу связанные с культурно-историческим наследием народов Российской Федерации, объектами культурно-исторического наследия Российской Федерации, их видами и характеристиками. Известные памятниками и объекты истории и культуры России
3.2.Уметь:
3.2.1.определять значение объектов культурно-исторического наследия России, характеризовать использование культурно-исторического наследия, работы с основными библиографическими источниками
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования знаний в примерах и видах культурно-исторического наследия России, для составления научного описаний и обзоров с использованием библиографических источников и других источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культурно-историческое наследие России. Определение понятия.
1.1. Понятие и содержание термина «Культурно-историческое наследие». Задачи, функции КИН. Типы КИН: виды, отличия, определение.Этапы изучения КИН. Лекции 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.2. Структура культурно-исторического наследия Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.3. Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.4. Исторические поселения России Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.5. Нематериальное культурно-историческое наследие Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.6. Материальное культурно-историческое наследие. Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.7. Наиболее ценные объекты культурно-исторического наследия России Практические 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.8. Объекты культурно-исторического наследия Барнаула. Практические 3 8 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.9. Структура культурно-исторического наследия. Видовое разнообразие объектов культурно-исторического наследия Сам. работа 3 8 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.10. Исторические поселения России Сам. работа 3 13 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
1.11. Нематериальное культурно-историческое наследие. Материальное культурно-историческое наследие Сам. работа 3 8 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
Раздел 2. Отношение общества к культурному и историческому наследию
2.1. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.2. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.3. Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. Лекции 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.4. Отношение общества к культурному и историческому наследию в СССР. Лекции 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.5. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XVIII в. Сам. работа 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.6. Отношение общества к культурному и историческому наследию в XIX в. Сам. работа 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
2.7. Отношение общества к культурному и историческому наследию в начале XX в. Сам. работа 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
Раздел 3. Правовые основы сохранения и охраны культурно-исторического наследия России.
3.1. XVIII в. «Время государственных инструкций» Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.2. XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.3. 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.4. Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР Лекции 3 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.5. Объекты КИН в послевоенный приод. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период Лекции 3 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.6. XVIII в. «Время государственных инструкций» Сам. работа 3 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.7. XIX — начало XX в. Проекты специального закона об охране российской старины. Сам. работа 3 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.8. 1920—1930-е годы. Политика советского государства по отношению к культурно-историческому наследию Сам. работа 3 14 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.9. Объекты КИН в период войны 1941—1945 гг. Судьба культурного наследия на оккупированной территории СССР. Объекты КИН в послевоенный период. Судьба культурно-исторического наследия в эпоху перестройки и постсоветский период Сам. работа 3 14 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7
3.10. Экзамен 3 27 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.3, Л1.2, Л2.5, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.4, Л2.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. М. Степанская Архитектура городов Алтая - наследие России: монография Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Кулемзин А. М. Историко-культурное наследие и общество : теория и методика охраны памятников: учебное пособие: Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2018 biblioclub.ru
Л1.3 С. П. Грушин, И. И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: метод. материалы по дисциплине Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.4 Под редакцией: Боголюбова Н.М., Фокин В.И.// Университетская библиотека "Онлайн" Всемирное культурное наследие: Учебник Издательство: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Г. Гребенникова Культурный туризм и музеи: учеб. пособие Перо, 2014
Л2.2 [К. Ю. Кирюшин и др.] Историко-культурное наследие "Бирюзовой Катуни" (опыт интеграции в сфере туризма): монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Горелов А. А. История мировой культуры: Учебное пособие Москва: ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л2.4 Именнова, Л.С. Музейная дестинация в системе культурного туризма: социокультурный анализ: М. : Логос // ЭБС «Университетская библиотека online», 2011 biblioclub.ru
Л2.5 А.А. Пронин Культурология в вопросах и ответах : М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
Л2.6 Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. Кемерово : КемГУКИ, 2008 biblioclub.ru
Л2.7 Комарова О.С. // Электронная библиотека университета Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтю гос. ун-т., 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Культурно-историческое наследие России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на практическом занятии или лекции, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. В процессе подготовки к занятию закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на самом практическом занятии. На следующем этапе практического занятия студентами осуществляется работа по углубленному проникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе занятия студент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно, четко, грамотно излагать свои мысли, проводить доводы, формулировать аргументы в защиту своей позиции. Обязательным при подготовке к практическому занятию является выделение проблемных областей.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. После выступления происходит обсуждение основных положений доклада как с выступающим, так и с аудиторией.
Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Контроль самостоятельной работы студентов по изучению отдельных тем осуществляется путем проверки конспектов, проведения индивидуальных собеседований и фронтальных опросов, заданий на выполнение докладов и выполнения практических заданий которые позволяют проверять уровень освоение студентами пройденного материала и степень ориентирования в теме.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется два теоретических вопроса и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий.