Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | определение места культурологии в системе познания культуры, предмета и объекта данной дисциплины, соотношения ее с другими науками социально-гуманитарного знания; изучение основных теоретико-методологических направлений, исторически сложившихся в рамках данной дисциплины, методов исследования культурных явлений и процессов; понимание студентами феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности; освоение понятийного аппарата культурологии; приобретение знаний о формах и типах культур, основных культурно-исторических центрах и регионах мира; рассмотрение культурного бытия в природном и социальном пространстве; изучение принципов социодинамики русской и зарубежной культуры; формирование представлений об основных проблемах современного этапа культурной жизни в контексте глобальных проблем современности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | рассмотреть особенности исторического развития культур и цивилизаций; иметь представление о предмете, структуре истории культуры; показать особенности культуры в социальной сфере; охарактеризовать культурологию как науку и учебную дисциплину; выявить природу развития культур и цивилизаций; источники и причины возникновения; рассмотреть специфические и «серединные» культуры, локальные культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять специфику этнической и национальной, элитарной и массовой культуры; изучить подходы к определению науки культурологии, формируемые зарубежными и отечественными школами культурологии; выявить связь культуры и глобальных проблем современности; оценить роль личности в культуре, значение инкультурации и социализации; исследовать тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; изучить и проявить готовность уважительно и бережно относиться к культуре и природе; выявить связь культуры и глобальных проблем современности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком исследования тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; рассмотреть историю искусства различных цивилизаций, выявить специфику Восточных и западных типов культур; способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции культуры |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология и методы культурологических исследований | ||||||
1.1. | Основные методологические подходы к анализу культурных явлений и процессов. Концепция исторического прогресса | Лекции | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные культурологические школы. Теории культуры | Практические | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные культурологические школы. Теории культуры | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основные понятия культурологии | ||||||
2.1. | Понимание культуры в современном социогуманитарном знании, основные подходы: субстратный и атрибутивный, структурный и функциональный, результативный и процессуальный. Культурогенез, его факторы и основные этапы | Лекции | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Культурология как научная дисциплина | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Культура и цивилизация | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Греко-римский период в истории культура | Практические | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Язык культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Культура возрождения | Практические | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Типология культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Культура как система: элементы, структура и функции культуры | ||||||
3.1. | Культура как система, ее взаимоотношения с другими системами – природой, обществом, сферой духовности. Морфология культуры. | Лекции | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Социальные институты культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Культурная картина мира. Культура и мифы | Лекции | 1 | 2 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Искусство как феномен культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Наука в контексте культуры | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Техника как социокультурное явление | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Культура и религия | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Типология культур. Восток, Запад, Россия | ||||||
4.1. | Типология культур. Восток, Запад, Россия | Лекции | 1 | 1 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Культура в природном и социальном пространстве. Культура и личность | ||||||
5.1. | Культура и природа. Основные этапы и модели взаимодействия культур и природной среды, типы адаптации этнокультурных общностей к окружающей среде. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Культура и глобальные проблемы современности | ||||||
6.1. | Основные тенденции развития современной культуры. Модели социокультурной динамики современности. Характерные черты культуры индустриализма. Культурное разнообразие в современном мире и многоликость процессов глобализации культуры. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иконникова С.Н. | Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | В. Ф. Горохов | Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата | — М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. | История культуры повседневности: учебное пособие: | Москва: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Касьянов, В. В. | История культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека по культурологии | www.vusnet.ru | ||
Э2 | Культура и культурология | http://www.lib.ru/CULTURE - Lib.Ru | ||
Э3 | Полнотекстовая библиотека по КУЛЬТУРОЛОГИИ | lib.pomorsu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Курс "Культурология" напавлен на формирование у учащихся целостного представления напрцесс формирования культуры как социального явления. В процессе изучения курса, студент должен познакомться с основными культурологическими концепциями и уметь представить их для обсуждения на семинарском занятии. В рамках курса студент учится рассуждать аргументирую свою позицию и подэкрепляя ее теоретическими знаниями полученными как во время лекционных занятий, так и при подготовке к семинарскм занятиям. |