МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рабочая программа дисциплины
Международное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.04 Политология, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014г. №939

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины "Международное право" состоит в познании международного права как особой правовой системы, регулирующей межгосударственные отношения для обеспечения мира и безопасности, а также оказывающей воздействие на национальное право отдельных государств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-6: способностью участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, международных организациях, средствах массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы международного права; содержание важнейших международно-правовых документов; выработанные в международном праве специфические средства обеспечения выполнения государствами их обязательств;
теоретические и политические основы организации управленческих процессов в международных организациях;
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать юридическими понятиями и категориями международного права; правильно применять знания в области международного права в процессе осуществления управленческой деятельности;
понимать сущность и значение международных правовых актов в процессе участия в деятельности общественных организаций и органов государственной и муниципальной власти;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками: работы с текстами международных правовых документов; навыками оценки роли и места международного права в организации управленческого процесса;
понимания необходимости использования в профессиональной деятельности требований международных договоров, решений международных организаций по различным аспектам мировой политики;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Субъекты международного права
1.1. Субъекты международного права Сам. работа 4 8 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Право международных организаций
2.1. Право международных организаций. Международное право прав человека Практические 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
3.1. Государство и международное право Практические 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Основные принципы международного права
4.1. Принципы международного права Лекции 4 3 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Право международных договоров
5.1. Понятие международного договора Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Право внешних сношений
6.1. Право внешних сношений Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Международное уголовное право
7.1. Международное уголовное право Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. Международное право прав человека
8.1. Международное право прав человека Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
8.2. Международное право прав человека Практические 4 4 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. Международное экономическое право
9.1. Международное экономическое право Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. Право международной безопасности
10.1. Право международной безопасности Практические 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 11. Территория в международном праве
11.1. Территория в международном праве Сам. работа 4 10 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 12. Отрасли международного публичного права
12.1. Международное космическое право Сам. работа 4 10 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
12.2. Международное морское право Сам. работа 4 10 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 13. Консульское право
13.1. Право внешних сношений (дипломатическое и консульское право). Мирное урегулирование международных споров. Гражданство и международное право Практические 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 14. Право мирного разрешения международных споров
14.1. Международные суды Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
14.2. Право мирного разрешения международных споров Практические 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 15. Отрасли международного публичного права
15.1. Международное уголовное право Лекции 4 1 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
15.2. Отрасли международного публичного права Практические 4 2 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
15.3. Международное экономическое право Сам. работа 4 10 ОК-4, ПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС находится в отдельном приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; отв. ред. А. Н. Вылегжанин Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник : Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3A827D59-C1A0-4A0C-B190-30B5C08988EE
Л1.2 А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; отв. ред. А. Н. Вылегжанин Международное право в 2 ч. Часть 2 : учебник : Международное право в 2 ч. Часть 2 : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B8E0774D-A0D4-4CBC-9445-2DB90B58D578
Л1.3 И. В. Гетьман-Павлова. Международное право : учебник : Международное право : учебник Юрайт,, 2017. www.biblio-online.ru/book/6C17D019-2756-4533-BA6A-8581D707CA7B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Толстых В. Л. Курс международного права: учебник М.: Волтерс Клувер, 2010
Л2.2 МГИМО (Университет) МИД России Международное право. Часть 1: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/3A827D59-C1A0-4A0C-B190-30B5C08988EE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация Объединенных Наций http://www.un.org/ru/
Э2 Совет Европы http://hub.coe.int/
Э3 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе http://www.osce.org/
Э4 Министерство иностранных дел РФ http://www.mid.ru/ru/home
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по организации работы студентов в ходе лекционных занятий

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.
Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.
Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).
Для конспектирования существуют следующие правила:
1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.
2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.
3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.
4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.
5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).
6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.