МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в мировое комплексное регионоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_ЗР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Введение в мировое комплексное регионоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 26.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Лысенко Ю.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способность устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины мирорвого комплексного регионоведения; основные научные теории и подходы в регионоведении; научные классификации регионов; особеннности общественно-политического и социально-экономического развития регионов мира; факторы регионализации; основные константы межкультурного разнообразия; основные формы и направления региональной интеграции
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительную характеристику регинов мира; проводить комплексный анализ общественно-политического и социально-экономического развития региона; применять методы и методику регионалистических исследований; выявлять общее и сособенное в историческом развитии регионов мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть понятийным аппаратом курса; методикой региональных исследований; иметь навыки работы в многонациональном коллективе; применять полученные знания в научной и профессиональной сферах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Зарубежное регионоведение как учебная и научная дисциплина
1.1. Регионоведение — область знаний и прикладной деятельности Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Основные понятия и категории зарубежного регионоведения Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Виды регионов в различных классификациях Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Региональные конфликты Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Региональные элиты и партии Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Региональная политика Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Понятие «регион» в современном регионоведении. Изучение терминологии Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Методы регионоведения. Изучение терминологии Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Методика исследований и прикладные исследования. Изучение терминологии Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация как понятия регионоведения Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.11. Научные классификации регионов. Изучение теорий и основных идей. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Факторы регионализации
2.1. Политический фактор регионализации Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Этнический и демографический фактор регионализации Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Конфессиональный фактор регионализации Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Экономический фактор регионализации Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Региональная интеграция Лекции 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Природная среда как фактор регионализма Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Социально-экономический фактор регионализма. Регион как социально-экономическая система Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Основные формы и направления региональной интеграции в АТР и ЦАР Практические 1 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Миграция и процессы регионализации. Соотношение понятий Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Демографические критерии регионализации. Изучение терминологии Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Конфессиональная карта мира. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Региональные социально-экономические системы Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 1 16 ОПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи курса «Введение в мировое комплексное регионоведение»
2. Понятие «регион» в современном регионоведении
3. Глобализация, модернизация, интеграция и регионализация как понятия регионоведения
4. Научные классификации регионов
5. Виды экономических регионов
6. Виды политических регионов
7. Региональная политика, ее особенности и направления
8. Виды региональной политики и механизмы ее реализации
9. Понятие регионального конфликта
10. Региональная интеграция: направления, формы и виды
11. Природно-климатический фактор регионализации
12. Этнический фактор регионализации
13. Демографический фактор регионализации
14. Конфессиональный фактор регионализации
15. Политический фактор регионализации
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу располагается по адресу https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=136549

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев Регионоведение: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мировое комплексное регионоведение / под ред. А.Д. Воскресенского: ИНФРА-М, 2014 znanium.com
Л2.2 Михайленко, Е. Б Регионалистика. Классические и современные подходы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B18B235-DD23-44D1-9527-131B2D10E49D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Введение в мировое комплексное регионоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины