МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международные отношения и внешняя политика России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 195
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 14 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 24 24 44 44
Практические 26 26 32 32 58 58
Сам. работа 62 62 133 133 195 195
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Международные отношения и внешняя политика России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих способностями анализа российской внешней политики, ее мотивов и истоков, соотношения между изменениями и преемственностью в контексте меняющейся международной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-10 Владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Актуальные проблемы геополитики, которые необходимо презентовать научной общественности
3.2.Уметь:
3.2.1.Организовать публичное обсуждение в виде конференции или круглого стола, важных международных событий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Отстаивания собственной авторской позиции, в рамках дискуссий на крупных научных форумах и конференция

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тенденции международного развития конца XX века.
1.1. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Лекции 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Практические 7 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Эволюция нового миропорядка и внешнеполитических концепций России Сам. работа 7 12 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.4. Европейское направление внешней политики России Лекции 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.5. Формирование и реализация внешней политики России на современном этапе Практические 7 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.6. Европейское направление внешней политики России Сам. работа 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.7. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Лекции 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.8. Россия в формирующемся новом мировом порядке Практические 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.9. Проблемы разоружения и контроля над вооружениями. Позиция России. Россия и НАТО Сам. работа 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.10. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Лекции 7 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.11. Россия и постсоветское пространство Практические 7 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.12. Дипломатия и вопросы международного культурного сотрудничества Сам. работа 7 14 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.13. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Лекции 7 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.14. Европейское направление во внешней политике России Практические 7 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.15. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Сам. работа 7 16 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.16. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Лекции 7 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.17. Российский подход к институциональным основам нового миропорядка Сам. работа 7 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.18. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Лекции 7 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
1.19. Общественная и научная дискуссия о внешней политике России Сам. работа 7 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Россия в современном мире: внешнеполитический потенциал, интересы, вызовы безопасности
2.1. Европа в международных отношениях. Внешняя политика России на европейском направлении. Отношения между Россией и Европейским Союзом Лекции 8 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.2. Европейское направление во внешней политике России Практические 8 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.3. Европа в международных отношениях. Внешняя политика России на европейском направлении. Отношения между Россией и Европейским Союзом Сам. работа 8 14 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.4. США в современном мире. Российско-американские отношения Лекции 8 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.5. США в современном мире. Российско-американские отношения Практические 8 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.6. США в современном мире. Российско-американские отношения Сам. работа 8 17 Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Лекции 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.8. Внешняя политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе Практические 8 6 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.9. Международные отношения в Азиатско-тихоокеанском регионе. Внешняя политика России в АТР Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.10. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Лекции 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.11. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Практические 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.12. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. Роль России в Ближневосточном урегулировании Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.13. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Лекции 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.14. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Практические 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.15. Внешняя политика России в Африке и Латинской Америке Сам. работа 8 12 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.16. Реализациях норм международного права в современном мире. Роль России Лекции 8 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.17. Россия в международных организациях Практические 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.18. Реализациях норм международного права в современном мире. Роль России Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.19. Экономическая безопасность России Лекции 8 4 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.20. Внешнеэкономическая политика и экономическая дипломатия России Практические 8 8 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.21. Экономическая безопасность России Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.22. Россия и урегулирование международных кризисных ситуаций Лекции 8 2 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.23. Россия и урегулирование международных кризисных ситуаций Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
2.24. Экзамен 8 27 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагаются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаметов Р. С. Мухаметов Р. С. Внешняя политика России в ближнем зарубежье : учебное пособие для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/784758B1-11C2-4F66-99E1-877CB2296D36.
Л1.2 Пряхин В. Ф. Россия в глобальной политике : учебник и практикум для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/27195F2C-4D0B-44D2-AABC-D313490A1B5E.
Л1.3 П. А. Цыганков Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/469276FF-43E3-49AB-BCEF-EAF38DFCB929
Л1.4 А. И. Поздняков Современные международные отношения : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AA968803-968B-4031-9425-8B826FFE4C68.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Торкунов А.В., Мальгин А.В. Современные международные отношения: Учебник: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 В.А. Липатов Международная экономическая интеграция: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки online М.: Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93171
Л2.3 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.4 / под ред. А.Д. Богатурова Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М., 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru
Э2 Внешняя полтика - ТАСС tass.ru
Э3 Курс в Moodle "Международные отношения и внешняя политика России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.