МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания общественных дисциплин
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания общественных дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений о сущности педагогических технологий. Представить характеристику традиционной педагогической технологии. Ознакомить студентов с особенностями личностно-ориентированных, игровых, развивающих педагогические технологий, а также технологий группового обучения. Показать специфику этнокультурных технологий и их места в процессе преподавания дисциплин религиоведческого цикла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в образовательных организациях базовыми знаниями в области методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе общеобразовательного и профессионального образований
ПК-16: способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию
ПК-29: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции методики преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
ПК-30: способностью самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы совершенствования своих профессиональных навыков, для их повышения и развития, как во время образовательного процесса, так и в ходе посещения специальных курсов; общедидактические основы методов и принципы обучения; представление об основных средствах обучения, особенностях педагогических технологий, специфике этнокультурных технологий и их месте в процессе преподавания дисциплин религиоведческого типа; способы изложения базовой религиоведческой информации в зависимости от образовательных, воспитательных и развивающих задач; специфику построения методической документации по предметам религиоведческой проблематики.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно искать информацию для совершенствования методики преподавания и овладения новыми педагогическими технологиями; выстраивать структуру урока, целесообразно определять средства и методы обучения, осуществлять ориентированное на определенную образовательную технологию преподавание; составить план-конспект уроков религиоведческой проблематики, осознавая важность такой проблематики и задачи духовно-нравственного воспитания учащихся; сформировать цикл личностно-развивающих заданий для учащихся; осуществлять выбор наиболее эффективной методики обучения, реализующей принципы научности и систематичности изложения религиоведческих знаний; организовать дискуссию среди учащихся, основываясь на принципах толерантности и уважительного отношения к собеседнику; использовать достижения педагогов-новаторов при составлении учебных материалов, а также применять развивающие и этнокультурные технологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью планирования способов и средств повышения квалификации; техникой воплощения различных образовательных технологий, умением координировать цели, задачи образовательного процесса;
способностью определять методы и принципы обучения в зависимости от требуемого уровня воплощения знаний, умений; методикой выбора средств и методов обучения. способностью обосновывать критерии отбора методов обучения; в зависимости от типа учебного заведения правильно использовать наиболее эффективную педагогическую технологию; способностью подготовить план конспект урока по религиоведческой проблематике, используя технологию проблемного обучения; способностью опираясь на знания о разнообразных структурных компонентах поурочной системы предложить поурочные планы религиоведческого раздела в рамках обществоведческого курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии
1.1. Традиционные педагогические технологии Лекции 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Специфика применения игровых методов в рамках технологий обучения
2.1. Игровые технологии Лекции 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
2.2. Принципы обучения Практические 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
2.3. Принципы обучения Сам. работа 7 8 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Методы личностно-ориентированного обучения в рамках педагогической технологии
3.1. Технологии личностно-ориентированного обучения Лекции 7 6 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.2. Методы обучения Практические 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
3.3. Методы обучения Сам. работа 7 10 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Принципы развивающего обучения и их применение в рамках традиционной педагогической технологии
4.1. Дидактические основы высшей школы Практические 7 4 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
4.2. Дидактические основы высшей школы Сам. работа 7 6 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Индивидуальные и групповые методики обучения
5.1. Содержание и сущность педагогической технологии. Практические 7 6 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
5.2. Содержание и сущность педагогической технологии. Сам. работа 7 4 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. Проблемно-поисковые методы обучения и их реализация в рамках традиционной педагогической технологии
6.1. Педагогика в современных информационно-образовательных средах Практические 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
6.2. Педагогика в современных информационно-образовательных средах Сам. работа 7 8 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. Технологии обучения, ориентированные на культурно-историческую специфику народов России
7.1. Качество образования Практические 7 2 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3
7.2. Качество образования Сам. работа 7 8 ПК-15, ПК-16, ПК-29, ПК-30 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.6, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения
Приложение 1.   методика преподавания.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. П. Подласый Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C4DC77D7-AE97-4FCC-90C9-213AF6824FC7.
Л1.2 С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова Педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7C39B0B0-F167-4984-9DEB-AA0922898199
Л1.3 Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания : учебно-методическое пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256239
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. П. И. Пидкасистого Педагогика: учеб. пособие: М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение: учебное пособие для вузов: М.: Академия, 2010
Л2.3 В. А. Сластенина Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.4 Фроловская М.Н., Сенько Ю.В. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
Л2.5 Подласый И.П. Продуктивная педагогика: книга для учителя: М.: Народное образование, 2003
Л2.6 Познание, Т. 3. Модель и условия реализации преемственной системы инклюзивного образования. - (Педагогика и психология инклюзивного образования).: Преемственная система инклюзивного образования в 3-х т. : монография Институт экономики, управления и права (г. Казань), б.п. Республиканская. - Казань , 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364185
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-теоретический и методический журнал «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/societymethod
Э2 Открытый педагогический форум http://открытыйурок.рф
Э3 Курс в Moodle "Методика преподавания общественных дисциплин" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6896
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Методика преподавания» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. В курсе «Методика преподавания» важное значение имеет характеристика практической деятельности педагога, поэтому студентам необходимо запоминать и анализировать практические рекомендации лектора, связанные с характеристикой процесса преподавательской деятельности. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Обучение студента в кусре «Методика преподавания» связано с отработкой практического навыка преподавательской деятельности. Поэтому в ходе подготовки практического занятия необходимо обращаться не только к литературе, но и учебным пособиям, таким как «Обществознание», «Основы религиозных культур и светской этики». Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.