МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры и искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03-ХПКпр-3-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры и искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения учебной дисциплины «История мировой культуры и искусства» является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-6 Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОПК-6 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности
ПК-3 Способность использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития мировой культуры и искусства.
Особенности стилей и направлений в художественной культуре.
Содержание культурных процессов различных исторических эпох.
Место и роль культурно-исторических центров в сохранении и использовании культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять состояние современных исследований культуры.
Оценивать место и роль художественной культуры в жизни общества.
Анализировать произведения различных видов искусства.
Оценить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных стилей и направлений, их значение.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками оценивания мировой культуры как специальной теории, объясняющую духовное состояние, интеллектуальное поведение, роль и значение мировой художественной культуры и искусства на группы и индивида.
Навыками оценивания влияния духовной культуры на развитие как индивидуальной личности, так и социологического общества в целом.
Навыками оценивания роли средств типов и форм мировой художестевнной культуры и искуства в духовной жизни общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в мировую культуру и искусство
1.1. Предмет дисциплины «История мировой культуры и искусства», соотношение ее с другими науками. Структура и состав дисциплины. Основные понятия: культура, искусство, виды искусства, жанры. Основы теории и истории идей. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Видовое разнообразие искусств. Художественная культура первобытного общества (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Искусство Древнего Египта Искусство Древней Греции. Подготовка презентации по теме Искусство Древнего Рима (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Культура Древнего мира. Античная культура
2.1. Культура Древнего мира. Первобытная культура. Культура ранних цивилизаций и ее особенности. Античная культура. Общая характеристика античной культуры. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Культура Византии. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Понятие «античность». Специфика античной культуры. Хронологические рамки культуры и этапы ее развития: крито-микенская, архаика, классика, эллинизм, античный Рим. Понятие о гармонии в античном мире. (подготовка устных докладов по предложенной тематике) Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Культура Греции гомеровского периода. Гомеровский эпос. Мифологические системы. Архитектура и декоративно-прикладное искусство. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Культура Западной Европы в средние века
3.1. Культура Западной Европы в Средние века. Общая характеристика средневековой культуры. Романское искусство. Готическое искусство. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 3 4 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Культура Византии Искусство готики. Культура Древнего мира (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Культура эпохи Возрождения
4.1. Культура эпохи Возрождения. Ренессанс. Ранее Возрождение. Высокое возрождение. Архитектура Возрождения. Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 3 10 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия. Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Культура Западной Европы XVII века
5.1. Культура Западной Европы XVII века. Стиль барокко. Специфика западноевропейских национальных художественных школ XVII в. Особенности средневековой русской культуры. Культура Киевской Руси. Культура Руси XII XVI вв. Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Голландская живопись 17 в. Творчество Хальса, Рембрандта. Испанская живопись 17 в.. Творчество Эль Греко, Веласкеса (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Сам. работа 3 6 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Французская культура 17 века. Формирование классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Никола Пуссен и его «теория модусов» для живописи; классицистический пейзаж Клода Лоррена). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 7 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Культура Западной Европы XVIII - XIX веков
6.1. Культура Западной Европы XVIII-XIX вв. стиль рококо в западноевропейском искусстве XVIII века. Классицизм в западноевропейском искусстве XVIII – начало XIX вв. романтизм. Критический реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Французская культура 18 в. Рококо Особенности французского искусства 18 века. Стиль рококо. Антуан Ватто - мастер «галантных празднеств»; “пасторали” Франсуа Буше. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Практические 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Французский классицизм кон. 18-нач. 19 вв. (архитектура, изобразительное искусство, театр). Общая характеристика стиля (отличительные черты, эволюция стиля). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 2 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Русское искусство XVIII-XIX веков
7.1. Русское искусство XVIII-XIX вв. Русская культура XVIII века. Русская культура XIX века. Модерн в русском искусстве начала ХХ века. Художественные объединения начала ХХ века. Практические 3 10 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Творчество русских художников-пейзажистов 2-й пол. 19 в.: И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Куинджи, А. Саврасов, И.Левитан (подготовка устных докладов по предложенной тематике) Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Русская живопись 1-й пол. 19 в. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О. А. Кипренский, А Венецианов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Отечественная культура ХХ века
8.1. Отечественная культура ХХ века. Отечественная культура 1 половины ХХ века. Отечественная культура половины ХХ века. Модерн в западноевропейском искусстве. Модернизм. Практические 3 8 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2
8.2. Модерн в декоративно-прикладном Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар) и изобразительном искусстве. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи Г. Климта. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: абстракционизм. Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: кубизм (Брак, Пикассо), сюрреализм (Дали) (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.4. Экзамен 3 27 ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов А. А. История мировой культуры: Учебное пособие Москва: ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 Касьянов, В. В. История культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.3 Горелов А.А. История мировой культуры: учебное пособие М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э2 Алтайский государственный краеведческий музей www.agkm.ru
Э3 Третьяковская галерея www.tretyakovgallery.ru
Э4 Курс "История мировой культуры и искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.