Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Художественное проектирование костюма |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_03-ХПКпр-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 48 | 48 | 48 | 48 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Основной целью изучения учебной дисциплины «История мировой культуры и искусства» является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-4 | Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК-6 | Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ОПК-6 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способность использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этапы развития мировой культуры и искусства. Особенности стилей и направлений в художественной культуре. Содержание культурных процессов различных исторических эпох. Место и роль культурно-исторических центров в сохранении и использовании культурного наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Выявлять состояние современных исследований культуры. Оценивать место и роль художественной культуры в жизни общества. Анализировать произведения различных видов искусства. Оценить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных стилей и направлений, их значение. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками оценивания мировой культуры как специальной теории, объясняющую духовное состояние, интеллектуальное поведение, роль и значение мировой художественной культуры и искусства на группы и индивида. Навыками оценивания влияния духовной культуры на развитие как индивидуальной личности, так и социологического общества в целом. Навыками оценивания роли средств типов и форм мировой художестевнной культуры и искуства в духовной жизни общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в мировую культуру и искусство | ||||||
1.1. | Предмет дисциплины «История мировой культуры и искусства», соотношение ее с другими науками. Структура и состав дисциплины. Основные понятия: культура, искусство, виды искусства, жанры. Основы теории и истории идей. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Видовое разнообразие искусств. Художественная культура первобытного общества (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Искусство Древнего Египта Искусство Древней Греции. Подготовка презентации по теме Искусство Древнего Рима (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Культура Древнего мира. Античная культура | ||||||
2.1. | Культура Древнего мира. Первобытная культура. Культура ранних цивилизаций и ее особенности. Античная культура. Общая характеристика античной культуры. Культура Древней Греции. Культура Древнего Рима. Культура Византии. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Понятие «античность». Специфика античной культуры. Хронологические рамки культуры и этапы ее развития: крито-микенская, архаика, классика, эллинизм, античный Рим. Понятие о гармонии в античном мире. (подготовка устных докладов по предложенной тематике) | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Культура Греции гомеровского периода. Гомеровский эпос. Мифологические системы. Архитектура и декоративно-прикладное искусство. (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Культура Западной Европы в средние века | ||||||
3.1. | Культура Западной Европы в Средние века. Общая характеристика средневековой культуры. Романское искусство. Готическое искусство. | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Культура Византии Искусство готики. Культура Древнего мира (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Культура эпохи Возрождения | ||||||
4.1. | Культура эпохи Возрождения. Ренессанс. Ранее Возрождение. Высокое возрождение. Архитектура Возрождения. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Специфика искусства раннего Ренессанса. Развитие региональных школ. Основные направления и крупнейшие представители флорентийского раннего Возрождения (архитектор Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо, Боттичелли) (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Практические | 3 | 10 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Изобразительное искусство раннего Возрождения. Италия. Изобразительное и декоративное искусство зрелого Возрождения. Италия (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Культура Западной Европы XVII века | ||||||
5.1. | Культура Западной Европы XVII века. Стиль барокко. Специфика западноевропейских национальных художественных школ XVII в. Особенности средневековой русской культуры. Культура Киевской Руси. Культура Руси XII XVI вв. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Голландская живопись 17 в. Творчество Хальса, Рембрандта. Испанская живопись 17 в.. Творчество Эль Греко, Веласкеса (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Французская культура 17 века. Формирование классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Никола Пуссен и его «теория модусов» для живописи; классицистический пейзаж Клода Лоррена). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 7 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Культура Западной Европы XVIII - XIX веков | ||||||
6.1. | Культура Западной Европы XVIII-XIX вв. стиль рококо в западноевропейском искусстве XVIII века. Классицизм в западноевропейском искусстве XVIII – начало XIX вв. романтизм. Критический реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Французская культура 18 в. Рококо Особенности французского искусства 18 века. Стиль рококо. Антуан Ватто - мастер «галантных празднеств»; “пасторали” Франсуа Буше. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Практические | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.3. | Французский классицизм кон. 18-нач. 19 вв. (архитектура, изобразительное искусство, театр). Общая характеристика стиля (отличительные черты, эволюция стиля). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 7. Русское искусство XVIII-XIX веков | ||||||
7.1. | Русское искусство XVIII-XIX вв. Русская культура XVIII века. Русская культура XIX века. Модерн в русском искусстве начала ХХ века. Художественные объединения начала ХХ века. | Практические | 3 | 10 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.2. | Творчество русских художников-пейзажистов 2-й пол. 19 в.: И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Куинджи, А. Саврасов, И.Левитан (подготовка устных докладов по предложенной тематике) | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.3. | Русская живопись 1-й пол. 19 в. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О. А. Кипренский, А Венецианов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов). (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену). | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 8. Отечественная культура ХХ века | ||||||
8.1. | Отечественная культура ХХ века. Отечественная культура 1 половины ХХ века. Отечественная культура половины ХХ века. Модерн в западноевропейском искусстве. Модернизм. | Практические | 3 | 8 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2 |
8.2. | Модерн в декоративно-прикладном Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар) и изобразительном искусстве. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи Г. Климта. (подготовка устных докладов и презентаций по предложенной тематике) | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.3. | Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: абстракционизм. Основные направления в изобразительном искусстве 20 в.: кубизм (Брак, Пикассо), сюрреализм (Дали) (Изучение основной и дополнительной литературы по курсу, подготовка к экзамену) | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.4. | Экзамен | 3 | 27 | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ОПК-6, ПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов А. А. | История мировой культуры: Учебное пособие | Москва: ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Касьянов, В. В. | История культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитич, Л. А. | Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник | М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Скопинцева Т.Ю. | Теория и история культуры повседневности России: Учебное пособие | Оренбург: Оренбургский государственный университет// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Горелов А.А. | История мировой культуры: учебное пособие | М.: ФЛИНТА //ЭБС "Лань", 2016 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственный эрмитаж | www.hermitagemuseum.org | ||
Э2 | Алтайский государственный краеведческий музей | www.agkm.ru | ||
Э3 | Третьяковская галерея | www.tretyakovgallery.ru | ||
Э4 | Курс "История мировой культуры и искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |