МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Журналист в экстремальных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Журналист в экстремальных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостного представления у студентов о работе журналиста в условиях экстремальных ситуаций, понимания возникающих рисков и овладение способами их минимизации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-7 Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику и классификацию экстремальных ситуаций для организации наиболее эффективной профессиональной деятельности, в том числе в составе журналистских групп (команд); правила безопасности при работе в экстремальных ситуациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.подготовить журналистский материал, а также осознавать и учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности в условиях экстремальных ситуаций, оперативно выполнять другие журналистские задания, в том числе в составе журналистских групп (команд).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования профессиональных журналистских методов, в соответствии с общепринятыми стандартами и правилами профессии журналиста, владеть навыками эксплуатации профессиональной техники в условиях экстремальных ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика работы журналиста в условиях экстремальных ситуаций
1.1. Классификация экстремальных ситуаций Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.2. Подготовка журналиста к выезду в зону экстремальной ситуации. Журналист в зоне экстремальной ситуации Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Особенности освещения экстремальных ситуаций СМИ Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Специфика работы журналиста с источниками информации в условиях ЭС Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.5. Правовые и этические нормы работы журналиста в условиях ЭС Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.6. Способы минимизации рисков при работе журналиста в условиях ЭС Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Особенности работы журналиста в зонах вооруженных конфликтов
2.1. Подготовка журналиста к командировке в зону вооруженного конфликта Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.2. Журналист в зоне вооруженного конфликта. Специфика методов работы Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.3. Международное гуманитарное право и защита журналиста, работающего в зоне вооруженного конфликта Лекции 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.4. Нормы и правила поведения журналиста в зоне вооруженного конфликта Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.5. СМИ и журналисты в условиях осуществления террористических актов Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.6. Особенности освещения вооруженных конфликтов СМИ Практические 8 2 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.7. Разработка сценаря минимизации рисков, которым может подвергнуться журналист в условиях ЭС при ее освещении Сам. работа 8 15 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.8. Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» или/и работающих в зоне ведения военных действий Сам. работа 8 9 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1
2.9. Эссе на тему «Современная экстремальная журналистика: основные направления, проблемы и перспективы развития» Сам. работа 8 24 ОПК-7, УК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амиров, В.М. Пресса в современных вооруженных конфликтах: теория и дискурсивная практика : Издательство Уральского университета, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Петренко, О.А. СМИ и журналисты в условиях терактов : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653 Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443653
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Н. Белоусов, Ю. Н. Пургин ; ред.: В. Д. Мансурова, Е. И. Гаврилова Журналистика чрезвычайных ситуаций : Барнаул, 2004
Л2.2 Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Хабибуллин, И.Д. Специфика работы тележурналиста в экстремальной ситуации : Лаборатория книги, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142655
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное научное издание «Медиаскоп» (http://www.mediascope.ru)
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Журнал «Журналистика и медиарынок» www.jourmedia.ru
Э4 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.