МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Журналистика в этнокультурном взаимодействии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Журналистика в этнокультурном взаимодействии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных норм освещения этнических аспектов жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации;этические регуляторы в журналистской деятельности, российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Вписывать события в социокультурный контекст;панорамно видеть социкультурную динамику;делать социально- политические выводы из конкретных событий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками получения достоверной информации о социально значимых явлениях;навыками общения с представителями разных культур;навыками общения с представителями разных социальных слоев общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и место этнологии в системе гуманитарных и социальных наук
1.1. Введение в этножурналистику. Этнология в системе гуманитарных и социальных наук Лекции 4 2 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основные этнологические школы и направления: история и современность
2.1. Основные этнологические школы и направления: история и современность Лекции 4 4 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Написание реферата Сам. работа 4 10 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы
3.1. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Этническая картина мира
4.1. Этническая картина мира Сам. работа 4 4 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Этнические меньшинства в социальной структуре России
5.1. Этнические меньшинства в социальной структуре России Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Этнические конфликты и их регулирование
6.1. Этнические конфликты и их регулирование Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. СМИ, национализм и этнические проблемы
7.1. СМИ, национализм и этнические проблемы Сам. работа 4 6 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Освещение этничности в средствах массовой информации
8.1. Освещение этничности в средствах массовой информации Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. Этническая толерантность и СМИ
9.1. Этническая толерантность и СМИ Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 10. Этнос - как природное и социальное явление: основные подходы к определению
10.1. Написание эссе Сам. работа 4 8 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 11. Мониторинг этнической информации в печати
11.1. Мониторинг этнической информации в печати Сам. работа 4 4 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 12. Межэтнические конфликты и журналисты
12.1. Межэтнические конфликты и журналисты Сам. работа 4 5 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 13. Речевая агрессия («Язык вражды» в российских СМИ)
13.1. Речевая агрессия («Язык вражды» в российских СМИ) Сам. работа 4 5 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 14. Диагностика толерантности в электронных СМИ
14.1. Диагностика толерантности в электронных СМИ Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
14.2. Глоссарий ключевых понятий Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
Л1.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л1.3 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравченко А.И. Социология: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.