МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Флорогенетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильСовременные аспекты изучения фиторазнообразия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Фитораз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
д.б.н., Проф., Силантьева М.М.;к.б.н., Доц., Соломонова М.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Флорогенетика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 16.06.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистрантов представлений о методологии флорогенетического исследования, основных этапах развития растительного покрова Земли в фанерозое и формировании адвентивных элементов флор;
Получение умений анализировать палеофлоры в контексте истории развития растительного мира Земли;
Формирование знаний об основных подходах к реконструкции эволюции биосистем, методах получения и анализа палеоботанических данных;
Получение практических навыков по обогащению палеоботанического материала и выполнения стадиального и флорогенетическго анализов флоры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры
ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы палеоботанических и флорогенетических исследований и возможность их применения для решения научных и производственно-технологических проблем; Особенности глобальных и региональных палеофлор, принципы выделения палеофитохорий; Особенности и ограничения применения палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических знаний в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать в научной и прикладной сфере методы палеоботанических и флорогенетических исследований; Всесторонне анализировать палеофлористические списки и данные о современной флоре; Творчески выбирать методы флорогенетических, палеофлористических и палеоботанических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Способность поиска подходящего метода палеоботанических и флорогенетических исследований для решения актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых; флорогенетического анализа в изучении современных флор и палеофлор, Применения инновационных палеофлористических, палеоботанических и флорогенетических методов в решении актуальных вопросов глобальных изменений природной среды и процессов формирования углеродных полезных ископаемых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие принципы исторической реконструкции биосистем
1.1. Принципы исторической реконструкции структурно-функциональной организации наземных палеоэкосистем. Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Палеоботанические методы исследования. Их применение в стратиграфии и геохронологии фанерозоя Лабораторные 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы относительной геохронологии. Биостратиграфия. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Развитие растительного мира в палеозое и мезозое
2.1. Развитие растительного мира в палеозое и мезозое Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Способы визуализации палеоданных Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Палеофлоры третичного периода и их эволюция. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Растительный мир в кайнозое.
3.1. Третичный, четвертичный периоды. Палеолитический человек и среда Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Кайнофит. Растительный мир третичного и четвертичного периода. Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Палеоботанические доказательства дрейфа континентов Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Флорогенетика как наука.
4.1. Исторические элементы флоры. Становление флорогенетических исследований Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Флорогенетический анализ Лабораторные 3 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Историко-географические элементы флор Алтайского края Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. История формирования растительного покрова Алтайского края.
5.1. Флорегенез в Алтайском крае. Новейшие пополнения флоры Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Стадиальный анализ флоры Алтайского края Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Особенности отдельных этапов флорогенетического исследования Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. В. Елесова Типологические особенности флор: учеб. пособие : АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/979
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. М. Силантьева Конспект флоры Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Э2 Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru
Э4 Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Э5 Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э6 База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/
Э7 База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
Э8 База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Э9 Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/
Э10 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint, С2 (демо-версия) u др
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Библиотека флора и фауна: http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
База данных GenBank «EBI»: https://www.ebi.ac.uk/
База данных GenBank «NCBI»: https://www.ncbi.nlm.nih.gov
База данных издательства Springer: https://link.springer.com/
Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции: http://www.evolbiol.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Флорогенетика».
Дисциплина «Флорогенетика» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Флорогенетика». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, палеоботаническими образцами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать этапы лабораторного занятия.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде тестов и защиты лабораторных работ с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.