Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Азиатские регионы: социально-экономические и политические процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_01_АР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 70 | 70 | 70 | 70 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Цель курса: анализ социально-демографической ситуации в государствах постсоветской Центральной Азии, выявление и обоснование факторов современных демографических процессов,особенностей демографической и социальной политики РФ и государств ЦА, определение уровня развития, механизмов, ресурсов и функциональной эффективности социальной политики центральноазиатских гоударств |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-3 | Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные вопросы теории, классификацию и типологию социально-демографических процессов, факторы современных демографических процессов, сущность и содержание миграционных процессов; особенности демографической и социальной политики РФ и государств ЦА |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, в том числе, на языке региона специализации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами демографии, методами научного познания и прогнозирования, аналитической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социально-демографическое развитие государств ЦА на современном этапе | ||||||
1.1. | Особенности социально-демографического развития государства Центральной Азии в постсоветский период | Лекции | 2 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Семейная политика в государствах Центральной Азии: сущность и содержание | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Социальная политика государств Центральной Азии: сравнительный анализ | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Демографические процессы в странах ЦА | ||||||
2.1. | Численность и структура населения: численность населения абсолютная и годовая. Плотность населения. Городское и сельское население. Поло-возрастная структура, семейно-брачная структура. Этнический состав. Образовательный уровень населения. | Лекции | 2 | 8 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Отрасли и методы демографии | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Современные источники о данных населения и их эвристические возможности | Практические | 2 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Концепции демографического развития. Концепции демографического и миграционного перехода общества. Концепция потребности в детях. Теория качеств | Сам. работа | 2 | 26 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Миграционная и социальная политика в ЦА | ||||||
3.1. | Анализ социально-демографических понятий и явлений: смертность, рождаемость, брачность, разводимость, воспроизводство населения. | Лекции | 2 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Сравнительный анализ социально-демографических явлений в государствах Центральной Азии | Практические | 2 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Социально-экономическая структура населения государств Центральной Азии (на выбор студента) | Сам. работа | 2 | 24 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
На выбор магистранта - провести сравнительный анализ государств Центральной Азии по одному из предложенных показателей: 1. Численность населения абсолютная и годовая. 2. Плотность населения. 3. Размещение населения по территории. 4. Городское и сельское население. 5. Процесс урбанизации. 6. Состав и структура населения по полу и возрасту. 7. Семейно-брачная структура населения. 8. Этнический состав и структура населения. 9. Гражданство. 10. Конфессиональная структура населения. 11. Социально-экономическая структура и образовательный уровень населения 12. Рождаемость. 13. Смертность. 14. Брачность. 15. Разводимость. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. А. Еремин | Демография: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.Б. Долгополов | История Казахстана: учебное пособие | Литтерра, 2016 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Ганиев Р. Т. | Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. — | МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) | |||
Э2 | Электронный курс " Демографические процессы в регионах Центральной Азии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |