МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) Заочная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины — обучить студентов основам и принципам особенностей организации профессиональной деятельности в СМИ, работающих в рамках Интернет-пространства, использования Интернет-пространства в профессиональной деятельности.
Основными задачами изучения дисциплины «Интернет-журналистика» являются: 1) изучение современных тенденций освоения Интернет-пространства современными производителями информации и конвергентные процессы современной медиаиндустрии; 2) теоретическое и практическое изучение Интернет-СМИ как части современной медиасистемы; 3)выработка практических навыков организации творческого процесса и использования Интернет-пространства в профессиональной деятельности; 4)знакомство с вопросами правового регулирования массовой информации в сети Интернет и легитимного использования ресурсов сети в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готовность применять инновационные подходы при создании медиатекстов
ОПК-22 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными жанрами и форматами сетевого контента, правила создания информационного контента в различных интернет-СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, работать в рамках требований различных мультимедийных редакций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа медиатекстов и навыками обработки информационного контента для различных типов интернет-СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы сети Интернет
1.1. СМИ как часть социальной коммуникации в Интернете Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Средства массовой коммуникации в сети Интернет. Общие свойства Интернет-СМИ.Интернет-СМИ как часть медиасистемы
2.1. Обработка изображений Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Доклады и презентации о наиболее интересных фактах и примерах универсальности опыта работы Интернет- изданий Сам. работа 5 8 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Коммуникативные свойства интернет-СМИ Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Редактирование теста для онлайновых медиа Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особые свойства Интернет-СМИ
3.1. Создание инфографики Лабораторные 5 2 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3
Раздел 4. Профессия журналиста в Интернет-СМИ
4.1. Доклад по теме «Интернет- издания – активные участники формирования информационного потока» Сам. работа 5 8 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Разработка модели мультимедийного Интернет-издания Сам. работа 5 42 ОПК-14, ОПК-22, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Коханова, Л.А., А.А. Калмыков Интернет-журналистика : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторные занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста.