МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музейное дело и религиоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Музейное дело и религиоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является знакомство учащегося с деятельности музея и формированием музейных фондов религиозного характера

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике
ПК-4: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности религиозных традиций; основные методы организации религиоведческих исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания в области религиоведения для составления музейных коллекций и подготовки музейных экспозиций; использовать знания полученные в рамках подготовки и знакомства с музейными экспозициями религиозный тематики в учебном процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения приемов, методов и технологий построения выставки предметов религиозного назначения; описания коллекции религиозных предметов; применения знаний по формированию музейных экспозиций религиозной проблематики при подготовки к учебному процессу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История музейного дела
1.1. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Музейные собрания древности и средневековья. Особенности собирания, хранения и экспонирования предметов религиозного культа Сам. работа 7 12 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. История музейного дела в России Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. История музейного дела Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. История музейного дела Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. История протомузейных форм. Церковные ризницы Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи Практические 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Церковные ризницы как протомузейная форма. Церковные музеи Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Ситема формирования музейных коллекций
2.1. Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Формирование коллекций предметов религиозного культа в собраниях российских музеев Сам. работа 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Становление и развитие музейного дела в Советской России Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Религиозные коллекции крупнейших музеев России Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Религиозные коллекции крупнейших музеев России Сам. работа 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Музеефикация российских храмов в советское время. Музеи-храмы и музеи-монастыри: история и современность Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.7. Музей и церковь в советское время Практические 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.8. Музей и церковь в советское время Сам. работа 7 4 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.9. Развитие музейного дела Сибири в связи с религиоведением Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.10. Музейная экспозиция. Правила и принципы комплектования экспозиции религиозных предметов в музеях Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.11. Музейная экспозиция Практические 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.12. Музейная экспозиция Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.13. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.14. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Практические 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.15. Фондовая работа, хранение и реставрация предметов религиозного назначения в музее Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Музей и церковь: этапы взаимоотношений Практические 7 6 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.17. Музей и церковь: этапы взаимоотношений Сам. работа 7 8 ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/665
Л1.2 Глушкова, П.В. Музеи под открытым небом : учебное пособие Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472614
Л1.3 Комарова Л. К. Основы выставочной деятельности : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D06FFA8E-1726-4CAD-9AA2-BE84289A2909.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юренева Т.Ю. Музееведение: учеб. для высш. шк. М.: Альма Матер, 2007
Л2.2 Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Основы музеологии: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/40
Л2.3 Золкин А. Л. Культурология: Учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115379
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный музей истории религии http://www.gmir.ru/
Э2 Музей русской иконы http://new.russikona.ru/
Э3 Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры http://www.voopik.ru/
Э4 Курс в Moodle "Музейное дело и религиоведение" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6746
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Темы докладов формируются преподавателем предварительно на основе того материала, который соответствует содержанию дисциплины. Они затрагивают материал, который не разбирается на лекциях и практических занятиях. Подготовка устного доклада осуществляется студентом самостоятельно и предполагает ознакомление с рекомендованной литературой и источниками. Доклад оценивается по совокупности показателей: полнота охвата содержания темы, логическое построение содержания в соответствие с планом, знание учебной и научной литературы, анализ существующих точек зрения.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
Коллоквиумы в процессе освоения содержания дисциплины "Мзейное дело и религиоведение" направлены на выявление уровня теоретических знаний по предмету, а также на них предполагается обсуждение отдельных частей, разделов, тем учебного курса, не включенных в тематику практических занятий.
При подготовке к зачету студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для
обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).