МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-предпринимательство в сфере медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ЖТиММР-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 12 12 10 10 22 22
Сам. работа 86 86 61 61 147 147
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-предпринимательство в сфере медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональных компетенций в области управления в интернет-сфере, понимания ключевых параметров, влияющих на развитие медиакомпаний, механизмов продвижения их продуктов, создания конкурентоспособного медиапродукта для аудитории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-3 Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности процесса создания жизнеспособного стартапа, инструменты исследования и анализа рынка, принятия решений в управлении операционной деятельности интернет-предприятия; модели и инструментарий медиаменеджера применительно к организации
3.2.Уметь:
3.2.1.порождать принципиально новые идеи и продукты, обладать креативностью, инициативностью, представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере медиаменеджмента; разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию медиабизнеса и функциональные стратегии организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами планирования и оценки результатов интернет-предпринимательства в сфере медиа и принятия решений в управлении операционной деятельностью организации на их основе, стратегическим инструментарием и современными технологиями в области интернет-предпринимательства в сфере медиа начального уровня; методами планирования и оценки результатов предпринимательской деятельности в интернет-сфере достаточного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные аспекты создания интернет-СМИ
1.1. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации СМИ, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта. Лекции 1 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. «Идея: источники идей для стартапа, как проверить свою идею» Кастомизация, конкурентное преимущество, масс-маркет, модель монетизации СМИ, принцип Smart&Simple, рыночная ниша, скрининг идеи, ценность продукта. Практические 1 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. «Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа» Причины необходимости формирования команды. Кадровый состав команды, распределение полномочий и ответственности. Методы формирования команды Сам. работа 1 28 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. «Бизнес-модель интернет-СМИ» Карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста Лекции 1 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. «Бизнес-модель интернет-СМИ» Карта бизнес‐модели. Ценностное предложение. Идеальная модель роста Практические 1 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Оценка рыночных возможностей предприятия
2.1. «Анализ медиарынка. Оценка потенциала медиарынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Лекции 1 2 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. «Анализ медиарынка. Оценка потенциала медиарынка. Анализ конкурентов» Конкурентное преимущество. Рыночные и нерыночные конкурентные преимущества. ТАМ (Total Adressable Market). SAM (Served Available Market). SOM (Servicableand Obtainable Market). Практические 1 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. «Оценка и выявление целевой аудитории проекта» Основные понятия: сегментация и выделение целевой аудитории. Потребители на высокотехнологичных рынках. Понятие ценностного предложения. Формирование ценностного предложения Сам. работа 1 28 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. «Customer discovery и customer development. Цикл принятия новых продуктов» Боль потребителя, клиентское развитие (customer development), проблемное интервью, поиск и изучение клиентов (customer discovery), трекшн-карта, решенческое интервью, ценностное предложение. Сам. работа 1 30 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Метрики стартапа и экономика продукта
3.1. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации СМИ: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации СМИ. Лекции 2 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации СМИ: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации СМИ. Практические 2 6 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. «Финансы стартапа. Модели монетизации ценности» Виды моделей монетизации СМИ: прямые, косвенные. Выбор модели монетизации СМИ. Сам. работа 2 22 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию медиабизнеса» Лекции 2 2 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. «Customer validation. Тестирование каналов сбыта и подготовка к масштабированию медиабизнеса» Воронка продаж, масштабирование, масштабируемый бизнес, минимальный жизнеспособный продукт (MVP), тестирование каналов (customer validation), трекшн‐карта, HADI–цикл Сам. работа 2 28 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Лекции 2 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Практические 2 4 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Краудфандинг, предпосевная стадия (pre ‐seed), посевная стадия (seed). Сам. работа 2 11 УК-2, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Жильцов, Т.В. Науменко, Е.В. Егоров и др. Экономика и управление социальной сферой : учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Кузьменко, Н.П. Качественные и массовые издания на информационном рынке: учебное пособие Лаборатория книги, 2012 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140443
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вартанова Е.Л. Медиасистема России: учебное пособие Аспект Пресс, 2017
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Лаборатория Силамедиа — практические курсы для тех, кто осваивает мир медиа и коммуникаций silamedialab.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.