МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Народы и религии Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 14 14 24 24
Практические 20 20 26 26 46 46
Сам. работа 42 42 77 77 119 119
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Народы и религии Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний об этнической истории, культуре и религиях народов Центральной Азии от древности до периода этнографической современности, а также толерантного отношения к различных этнокультурным и этноконфессиональным процессам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-7 Способен выявить научную проблематику в исследовании общественно-политических, социально-экономических, историко-культурных, этноконфессиональных и внешнеполитических процессов регионов России, определить научную проблему и разработать основные направления ее разработки
ПК-11 Владеет навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления полевых исследований по изучению истории, культуры и религии народов, проживающих в Центральной Азии, а также в трансграничном пространстве с России; основные памятники истории и культуры народов Центральной Азии; историю развития религиозных представлений у народов Центральной Азии; основные принципы построения полевого исследования в области истории, культуры и религии народов, проживающих в Центральной Азии, а также в трансграничном пространстве в России
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться методами научного исследования при изучении истории и религии народов, проживавших в Центральной Азии, а также в трансграничном пространстве России; критически, опираясь на научную терминологическую базу анализировать религиозные представления, обряды и традиции народов Центральной Азии; самостоятельно выстраивать научно-исследовательскую работу по изучению этно-религиозного состава населения Центральной Азии от древности до современности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления в развёрнутом виде общих и частных закономерностей этнорелигиозного развития в трансграничном пространстве Центральной Азии и России, а так же обозначать их причины с позиции исторического подхода; навыками обобщения изученного материала, полученного ранее в результате полевых исследований; навыками планирования полевых исследований в области истории и религии народов Центральной Азии, а также в приграничных с ней регионов России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций
1.1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в археологии Лекции 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Источники по изучению системы мировоззрений древних и средневековых обществ Евразии Лекции 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Духовная культура первобытного общества Практические 5 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Духовная культура первобытного общества Сам. работа 5 1 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Практические 5 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Лекции 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Развитие религиозно-мифологических традиций в раннем железном веке Лекции 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Практические 5 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.10. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.11. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Практические 5 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.12. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Сам. работа 5 10 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.13. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Практические 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.14. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Сам. работа 5 7 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Религиозно-мифологические представления народов Ценрально-Азиатского региона
2.1. Религия и мифология скифов Причерноморья Лекции 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Религия и мифология саков Практические 5 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Религия и мифология саков Сам. работа 5 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Религиозно-мифологическая система кочевников Алтая в скифскую эпоху Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Религия и мифология скифов Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Религия и мифология скифов Сам. работа 6 10 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения
3.1. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения средневековых народов в кочевниковедение Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Религиозно-мифологические представления народов Центрально-Азиатского региона
4.1. Религия хунну Центральной Азии Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Мировоззрение тюрков Центральной и Средней Азии Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Мировоззрение кыргызов и уйгуров Центральной Азии Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Религия и мифология монголов эпохи средневековья. Этноконфессиональная ситуация в монгольской империи Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Сам. работа 6 12 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Практические 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Сам. работа 6 13 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Религиозная ситуация в Центральной Азии в период этнографической современности
5.1. Мировоззрение населения Центральной Азии а современном этапе Лекции 6 2 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Практические 6 4 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Сам. работа 6 6 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Экзамен 6 27 УК-5, ПК-7, ПК-11 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. История культуры повседневности: учебное пособие: Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена в 3 томах: Издательство "Лань" (мировое наследие), 2013 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья : Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народы и религии Евразии journal.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Народы и религии Центральной Азии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине "Народы и религии Центральной Азии" студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Экзамен проходит устно. Студент может ознакомиться с вопросами к экзамену в начале семестра. При подготовке к экзамену целесообразно повторить пройденный материал в строгом соответствии с программой, примерным перечнем вопросов к экзамену. Необходимо использовать конспекты практических занятий, учебную литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости следует обратиться к преподавателю за консультацией и методической помощью