МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Наука и религия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 162
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 16 16 18 18 34 34
Сам. работа 82 82 80 80 162 162
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова;к.и.н., преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е. А .Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Наука и религия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студентов с основными понятиями и подходами современной философии науки, дать представления о сходстве и различиях науки и религии как культурных практик, наметить наиболее перспективные направления диалогового сотрудничества науки и религии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику методов теоретического религиоведения, основные преимущества и недостатки научного и религиозного познания, особенности организации научных коллективов и схематику индивидуального научного поиска, научные основы процесса самообучения и самостоятельной научной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать научную деятельность, проводить научные исследования в соответствии с общепринятыми стандартами научности, самостоятельно осуществлять поиск информации и наращивать знания по тематике курса «Наука и религия», отличать и описывать научные ценности, использовать методы религиоведения в практике религиоведческого анализа и экспертизы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать религиоведческую литературу с научной точки зрения, для получения знаний используемых в профессиональной аргументации в области диалога науки и религии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и религия в системе культуры
1.1. Понятие науки Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Понятие науки Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Наука в системе культуры Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.4. Понятие науки Сам. работа 1 24 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.5. Наука в системе культуры Практические 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.6. Наука в системе культуры Сам. работа 1 22 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.7. Религия в системе культуры Лекции 1 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.8. Религия в системе культуры Практические 1 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.9. Религия в системе культуры Сам. работа 1 20 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.10. Специфика научного и религиозного знания Лекции 1 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.11. Специфика научного и религиозного знания Практические 1 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
1.12. Специфика научного и религиозного знания Сам. работа 1 16 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире
2.1. Религиозные знания о человеке, обществе и мире Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Специфика научной и религиозной картин мира Практические 2 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Специфика научной и религиозной картин мира Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Становление и развитие науки и её влияние на религию
3.1. Знание и миф в примитивных обществах Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Знание и миф в примитивных обществах Практические 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.3. Знание и миф в примитивных обществах Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.4. Наука и религия в государствах Древнего Востока Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.5. Наука и религия в государствах Древнего Востока Практические 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.6. Наука и религия в государствах Древнего Востока Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.7. Наука и религия в античности Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.8. Наука и религия в античности Практические 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.9. Наука и религия в эпоху Средневековья Практические 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.10. Наука и религия в эпоху Средневековья Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.11. Наука и религия в России Практические 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.12. Наука и религия в России Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.13. Наука и религия в Новое время Практические 2 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.14. Наука и религия в Новое время Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Религиозная и научная картины мира
4.1. Религиозная и научная картины мира Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Религиозная и научная картины мира Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Конфликты науки и религии
5.1. От конфликта к диалогу Лекции 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.2. От конфликта к диалогу Практические 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.3. От конфликта к диалогу Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.4. Теологические интерпритации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
5.5. Особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Наука и религия.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чичерин Б.Н. Наука и религия: М.: Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/67CF7FED-F353-4C1A-9776-36871E40D1ED/nauka-i-religiya#page/2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-431147
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 Пивоваров Д. В. Наука и религия: гносеологические очерки : монография: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D6109A32-EB10-4D21-8B81-1881FEE5E866.
Л2.4 Абачиев С. К. Концепции современного естествознания: Учебная литература для ВУЗов Издательство «Феникс», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=271493
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История философии. Энциклопедия http:///philosophy
Э2 интернет –портал «Наука и религии мира» http://www.atheo-club.ru
Э3 Курс в Moodle "Наука и религия" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6705
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Наука и религия» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан знать понятийные, структурные и функциональные характеристики науки и религии. Также обучающийся должен быть способным изложить взгляды современной науки и современных религиозных систем на основные философские, этические, экономические и др. проблемы, актуальные в XX-XXI веках.
На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных взглядов науки и религии на главные проблемы современности. Умение анализировать перспективы науки и религии, их сосуществования и диалога в настоящее время также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Наука и религия». Способность студента оценивать как историческую роль науки и религии, так и их роль в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.