Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Профиль | Управление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 17,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 18 | 18 | 34 | 34 |
Сам. работа | 82 | 82 | 80 | 80 | 162 | 162 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | познакомить студентов с основными понятиями и подходами современной философии науки, дать представления о сходстве и различиях науки и религии как культурных практик, наметить наиболее перспективные направления диалогового сотрудничества науки и религии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику методов теоретического религиоведения, основные преимущества и недостатки научного и религиозного познания, особенности организации научных коллективов и схематику индивидуального научного поиска, научные основы процесса самообучения и самостоятельной научной работы |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовывать научную деятельность, проводить научные исследования в соответствии с общепринятыми стандартами научности, самостоятельно осуществлять поиск информации и наращивать знания по тематике курса «Наука и религия», отличать и описывать научные ценности, использовать методы религиоведения в практике религиоведческого анализа и экспертизы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью анализировать религиоведческую литературу с научной точки зрения, для получения знаний используемых в профессиональной аргументации в области диалога науки и религии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наука и религия в системе культуры | ||||||
1.1. | Понятие науки | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Понятие науки | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | Наука в системе культуры | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.4. | Понятие науки | Сам. работа | 1 | 24 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.5. | Наука в системе культуры | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.6. | Наука в системе культуры | Сам. работа | 1 | 22 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.7. | Религия в системе культуры | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.8. | Религия в системе культуры | Практические | 1 | 6 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.9. | Религия в системе культуры | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.10. | Специфика научного и религиозного знания | Лекции | 1 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.11. | Специфика научного и религиозного знания | Практические | 1 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.12. | Специфика научного и религиозного знания | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 2. Особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире | ||||||
2.1. | Религиозные знания о человеке, обществе и мире | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Специфика научной и религиозной картин мира | Практические | 2 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Специфика научной и религиозной картин мира | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Становление и развитие науки и её влияние на религию | ||||||
3.1. | Знание и миф в примитивных обществах | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.2. | Знание и миф в примитивных обществах | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.3. | Знание и миф в примитивных обществах | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.4. | Наука и религия в государствах Древнего Востока | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.5. | Наука и религия в государствах Древнего Востока | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.6. | Наука и религия в государствах Древнего Востока | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.7. | Наука и религия в античности | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.8. | Наука и религия в античности | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.9. | Наука и религия в эпоху Средневековья | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.10. | Наука и религия в эпоху Средневековья | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.11. | Наука и религия в России | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.12. | Наука и религия в России | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.13. | Наука и религия в Новое время | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
3.14. | Наука и религия в Новое время | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 4. Религиозная и научная картины мира | ||||||
4.1. | Религиозная и научная картины мира | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
4.2. | Религиозная и научная картины мира | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 5. Конфликты науки и религии | ||||||
5.1. | От конфликта к диалогу | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.2. | От конфликта к диалогу | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.3. | От конфликта к диалогу | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.4. | Теологические интерпритации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.5. | Особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Чичерин Б.Н. | Наука и религия: | М.: Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пивоваров Д. В. | Наука и религия: гносеологические очерки : монография: | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D6109A32-EB10-4D21-8B81-1881FEE5E866. |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Абачиев С. К. | Концепции современного естествознания: Учебная литература для ВУЗов | Издательство «Феникс», 2012 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Бессонов Б.Н. | История и философия науки: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История философии. Энциклопедия | http:///philosophy | ||
Э2 | интернет –портал «Наука и религии мира» | www.atheo-club.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Наука и религия" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Наука и религия» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан знать понятийные, структурные и функциональные характеристики науки и религии. Также обучающийся должен быть способным изложить взгляды современной науки и современных религиозных систем на основные философские, этические, экономические и др. проблемы, актуальные в XX-XXI веках. На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных взглядов науки и религии на главные проблемы современности. Умение анализировать перспективы науки и религии, их сосуществования и диалога в настоящее время также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Наука и религия». Способность студента оценивать как историческую роль науки и религии, так и их роль в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |