МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-СМИ и творчество журналиста
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 24 24 18 18 42 42
Сам. работа 48 48 54 54 102 102
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Вихрев Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-СМИ и творчество журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет-среды, обусловливающих дизайн-модели, оформительские элементы и стиль изложения материалов в Интернет-журналистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способен осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта
ПК-2: Способен осуществлять редакторскую деятельность в соответствии с языковыми нормами, стандартами, форматами, жанрами, стилями, технологическими требованиями разных типов СМИ и других медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.редакционные стандарты, форматы, жанры, стили в журналистском тексте /медиапродукте; профессиональные этические нормы на всех этапах работы с учетом имеющегося мирового и отечественного журналистского опыта
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск темы и выявлять существующую проблему; получать информацию в ходе профессионального общения с героями, свидетелями, экспертами и фиксировать полученные сведения; отбирать
релевантную информацию из доступных документальных источников; приводить журналистский текст / медиапродукт разных видов в соответствие с языковыми нормами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки к публикации журналистского текста /медиапродукта с учетом требований редакции СМИ или другого медиа; навыками контроля соблюдения редакционных стандартов, форматов,
жанров, стилей в журналистском тексте /медиапродукте; контроля соблюдения профессиональных этических норм в журналистском тексте /медиапродукте

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика сетевых средств массовой информации
1.1. Интернет-версия издания и интернет-издание Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Жанры сетевой прессы Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Стилистика web-сайтов Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Графическая модель web-издания (тип макета) Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Использование оформительских элементов в качестве выразительных средств интернет-издания Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Написание реферата по уровням композиции "Сайт, раздел, подраздел, рубрика" Сам. работа 5 22 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Типографика Лабораторные 5 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Составление плана-конспекта по теме "Дизайн разделов и рубрик интернет-изданий" Сам. работа 5 26 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Основные особенности сетевого текста
2.1. Основные особенности сетевого текста Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Стилистика сетевого текста Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Поликодовость сетевого медиатекста (вербальный, иконический, аудиальный и др.) Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Структура сетевого текста (внешняя и внутренняя Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Составление заголовков интернет-издания Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Написание реферата и подготовка презентации сетевого издания (на усмотрение студента) Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Конспектирование научной литературы по заявленным разделам Сам. работа 6 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Домашняя контрольная работа "Анализ языковой стилистики сетевого текста" Сам. работа 6 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Интернет как средство массовой коммуникации.
3.1. Коммуникативная природа сети Интернет. Интернет как средство массовой коммуникации. Подход Г. Лассуэлла. Общие свойства Интернет-СМИ. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Виды актуальной для журналиста информации в сети Интернет. Базы данных в сети Интернет. Популярные механизмы поиска в сети Интернет, синтаксис поисковых запросов. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Порядок работы с информацией в сети Интернет. Авторское право и охрана прав Creative Commons. Информация, находящаяся в свободном доступе. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Специфика коммуникации в интернет-СМИ: пространственный характер интернет-коммуникации (нелинейный, многомерный), монтажность коммуникации, персонификация и деперсонификация, гипертекстовость, интерактивность коммуникации. Сам. работа 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. Сам. работа 6 3 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Типы интернет-изданий по доминирующим технологиям: информационные технологии; интерактивные технологии; коммуникационные технологии; фото-, аудио-, видеотехнологии; анимационные технологии. Сам. работа 6 3 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Письменная работа "Анализ оформительских элементов как средств выразительности интернет-издания" (выбор интернет-издания на усмотрение студента) Сам. работа 6 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Создание собственного информационного/мультимедийного продукта для Интернет-СМИ
4.1. Профессиональные интернет-СМИ; интернет-версии офлайновых СМИ; cоциальные СМИ. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Создание собственного информационного продукта для традиционных СМИ и Интернет-СМИ с применением информации, найденной на различных ресурсах в сети Интернет. Лабораторные 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Взаимовлияние компонентов современной системы СМИ, в частности влияния интернет-журналистики на телевидение, радио и прессу. Сам. работа 6 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Коханова, Л.А., А.А. Калмыков Интернет-журналистика : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : Директ-Медиа, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741
Л2.2 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.3 Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ https://polpred.com/
Э4 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров https://deadline.media/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Работа с кейсом – проблемным заданием, в котором обучающемуся предлагается на основе изученного теоретического материала, практических занятий, собственного опыта осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Основная задача кейса проанализировать предложенную проблему и попытаться найти решение. Общая схема работы с кейсом на этапе анализа может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие данные важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, отобрать информацию необходимую для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.