МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности к использованию законов логики для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-3 владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные формы мышления и законы логики;
особенности дедукции, индукции и аналогии как видов умозаключения
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать логический инструментарий для осмысления и систематизации научной информации;
правильно, обоснованно делать выводы из имеющихся фактов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обнаружения и преодоления формально-логических противоречий;
навыками обнаружения и устранения логических ошибок в научных текстах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет и значение логики Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Логические операции с понятиями Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Суждение Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Суждение как форма мышления; виды суждений Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Логика вопросов и ответов Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Предмет и значение логики Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Предмет и значение логики Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Понятие Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Понятие Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Логические операции с понятиями Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Логические операции с понятиями Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Суждение Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Суждение Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Логика вопросов и ответов Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Логика вопросов и ответов Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений Сам. работа 1 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.20. Индуктивные умозаключения Лекции 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.21. Индуктивные умозаключения Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.22. Индуктивные умозаключения Сам. работа 1 5 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.23. Умозаключения по аналогии Лекции 1 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.24. Умозаключения по аналогии Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.25. Умозаключения по аналогии Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.26. Логические основы аргументации Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.27. Логические основы аргументации Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.28. Гипотеза Практические 1 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.29. Гипотеза Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.30. Законы формальной логики Лекции 1 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.31. Экзамен 1 27 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Логика»:
1. Понятие о логической форме (структуре) мысли и логическом законе.
2. Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий.
3. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
4. Виды понятий.
5. Отношения между понятиями.
6. Определение (дефиниция) понятия.
7. Деление понятий. Классификация.
8. Ограничение и обобщение понятий.
9. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение.
10. Распределенность терминов в категорических суждениях.
11. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
12. Закон тождества.
13. Закон непротиворечия.
14. Закон исключенного третьего.
15. Закон достаточного основания.
16. Выводы по «логическому квадрату».
17. Категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Специальные правила фигур.
18. Правила категорического силлогизма.
19. Условно-категорические умозаключения.
20. Разделительные умозаключения.
21. Полная индукция, ее роль в познании. Понятие о математической индукции.
22. Индукция через простое перечисление (популярная). Условия повышения степени вероятности этих выводов.
23. Индукция через анализ и отбор фактов.
24. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия.
25. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.
26. Умозаключения по аналогии, их виды.
Практические задания по дисциплине «Логика»:
1. Проведите деление следующих понятий нескольким основаниям: «лес»; «библиотека».
2. Проведите превращение следующего суждения: «Эта операция является небезопасной».
3. Отредактируйте фразу с точки зрения соблюдения закона тождества: «Три тысячи километров и столько же часовых поясов разделяют берега Тихого Дона и Ангары».
4. Вставьте пропущенное число, рассуждая по аналогии:
2 6
54 18
? 9
81 27

5. Определите модальность следующего высказывания: «Пусть всегда будет солнце!»
6. Смоделируйте суждение по следующей формуле: (p^q) (m^n).
7. Подчиняется ли следующая пора суждений закону непротиворечия и закону исключенного третьего? Данный человек близорукий»; «Данный человек дальнозоркий». Ответ обоснуйте.
8. Проанализируйте следующий силлогизм: Некоторые летающие животные питаются нектаром. Некоторые птицы летают. Некоторые птицы питаются нектаром. Правильно ли он построен?
9. Сделайте вывод из двух суждений, если это возможно: Все наемные сотрудники получают зарплату. Сидоров не является наемным сотрудником.
10. Покажите на кругах Эйлера, как соотносятся объемы следующих понятий: А – элементарная частица; В – электрон; С – позитрон; Д – молекула.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Михайлов К.А., Горбатов В.В. ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Логика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.