Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Цель курса "Национальная гражданская идентичность" заключается в последовательном усвоении знаний проблемного поля идентичности. Показать возможности позитивной совместимости процессов национальной и гражданской идентификации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-3 | способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовые концепции обеспечивающие самоопределение народов; принципы сбора и обобщения информации по проблемам национальной и религиозной идентификации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять знания правовых норм при оценки формирования различного рода идентичности у народов России; самостоятельно находить информацию по проблеме роли религиозного фактора в формировании национальной и гражданской идентичности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения правовых знаний при выработки собственной концепции формирования идентичности у народов России; обработки и обобщения научной информации по вопросам влияния религиозного фактора на формирование идентичности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретическое изучение понятия «идентичность» | ||||||
1.1. | Теоретическое осмысление идентичности | Лекции | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Теоретическое осмысление идентичности | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Виды, уровни, критерии идентичности | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Виды, уровни, критерии идентичности | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Формирование видов идентичности и их характеристика | ||||||
2.1. | Этническая идентичность | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Этническая идентичность | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Этническая идентичность | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Роль языка в этнической идентичности | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Роль языка в этнической идентичности | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Национальная идентичность | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.7. | Национальная идентичность | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.8. | Становление национальной идентичности в России | Практические | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.9. | Становление национальной идентичности в России | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.10. | Религиозная идентичность | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.11. | Религиозная идентичность | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.12. | Локальная и региональная идентичность | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.13. | Локальная и региональная идентичность | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.14. | Идентичность государства | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.15. | Идентичность государства | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.16. | Политическая идентичность | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.17. | Политическая идентичность | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.18. | Гражданская идентичность | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.19. | Гражданская идентичность | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.20. | Проблемы формирования идентичности в современной России | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.21. | Проблемы формирования идентичности в современной России | Сам. работа | 1 | 7 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
2.22. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-4, ОПК-3 | Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ачкасов В. А. | Этнополитология : учебник для бакалавров / В. А. Ачкасов. — 2-е изд., перераб. и доп. : | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/7989B2CF-D1BF-4495-B9C0-F0FD3DDACE39. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ответственный редактор: Немыченков В.И. | Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: научное издание: | Санкт-Петербург: Алетейя, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Смирнов, Г. Н. | Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Ответственный редактор: Семененко И.С. | Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: | Москва: Весь Мир, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Богатуров А.Д. | Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Блог В.А. Тишкова | valerytishkov.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Национальная и гражданская идентичность" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия, именно в этих условиях встает важнейшая проблема взаимодействия различных этнических, религиозных и культурных меньшинств. Именно в этих условиях приобретает популярность проблема идентичности как отдельно взятого индивида, так и целой группы. Формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. В рамках дискуссий вокруг процессов идентичности современного общества делается попытка показать позитивную совместимость различных видов идентичности. Особенно данный процесс актуален в рамках многонационального Российского государства, в рамках которого, исследователи показывают возможность бесконфликтного существования национальной (этнической) и гражданской идентичностей в рамках одного правового и территориального пространства. В рамках курса студент знакомится с основными теориями и концепциями формирования идентичности. Курс представлен разными видами работы в рамках которой студент должен не только пополнить свои знания в области формирования процессов идентичности, но и приобрести навыки публичного выступления, сбора и обработки информации по заданной проблематике. Дисциплина "Национальная и гражданская идентичность" направлена на теоретико-практическую подготовку студентов. Ее преподавание предполагает проведение лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях студенты получают базовые понятия в области теории идентичности, а также некоторых аспектов и видов идентичности в российском обществе. Практические занятия предусматривают более углубленное изучение материала. В рамках практических занятий студентам предлагается выполнение практических заданий, а также подготовка доклада по выбранной теме. В рамках доклада оценивается подготовленность студента использовать полученные знания в рамках индивидуальной образовательной траектории и представляет эти знания в оформленной форме. Самостоятельная работа в течение семестра предполагает углубленное изучение отдельных тем в рамках предложенного курса и более глубокое знакомство с научной литературой. Во-первых, это предполагает подготовку к практическим занятиям; во-вторых: подготовку к докладам и экзамену. |