Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 15,5 | 19,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 24 | 24 | 18 | 18 | 18 | 18 | 60 | 60 |
Сам. работа | 48 | 48 | 54 | 54 | 90 | 90 | 192 | 192 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.
1.1. | формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет-среды, обусловливающих дизайн-модели, оформительские элементы и стиль изложения материалов в Интернет-журналистике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.01 |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю и общие проблемы интернет-журналистики; специфику сетевых средств массовой информации: специфику интернет-версий и интернет-изданий; типы макетов и основные принципы web-дизайна. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять стиль сетевого текста в соответствие с особенностями медиасреды, аудитории и типа издания; уметь адаптировать материалы off-лайн-изданий; составлять заголовки интернет-изданий; разрабатывать композиционно- графическую модель виртуальной газеты газеты с использованием определенных жанров, форматов, различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте интернет-издания; навыком эффективного использования экспрессивных возможностей медиасистемы и различными приемами компрессии интернет-текста; методами анализа, оценки и редактирования медиатекстов, технологиями подготовки мультимедийных медиатекстов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика сетевых средств массовой информации | ||||||
1.1. | Жанры сетевой прессы | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Интернет-версия издания и интернет-издание | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | Стилистика web-сайтов | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.4. | Графическая модель web-издания (тип макета) | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.5. | Использование оформительских элементов в качестве выразительных средств интернет-издания | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.6. | Типографика | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.7. | Изучение литературы | Сам. работа | 5 | 22 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.8. | Характеристика уровня композиции интернет-издания «Сайт, раздел, подраздел, рубрика в интернет-издании (аспект по выбору студента)» | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 2. Основные особенности сетевого текста | ||||||
2.1. | Основные особенности сетевого текста | Лабораторные | 6 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Стилистика сетевого текста | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Поликодовость сетевого медиатекста (вербальный, иконический, аудиальный и др.) | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.4. | Типы компрессии сетевого текста | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Структура сетевого текста (внешняя и внутренняя) | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Письменный анализ структуры, контента и дизайна разделов и рубрик одного из интернет-СМИ | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.7. | Анализ структурных и лексических особенностей заголовков одного из интернет-изданий (по выбору). | Сам. работа | 6 | 26 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.8. | Контрольная работа «Анализ оформительских элементов как средств выразительности интернет-издания» | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.9. | Определение взаимовлияния компонентов современной системы СМИ | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Интернет как средство массовой коммуникации. | ||||||
3.1. | Коммуникативная природа сети Интернет. Интернет как средство массовой коммуникации. Подход Г. Лассуэлла. Общие свойства Интернет-СМИ. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.2. | Виды актуальной для журналиста информации в сети Интернет. Базы данных в сети Интернет. Популярные механизмы поиска в сети Интернет, синтаксис поисковых запросов. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.3. | Порядок работы с информацией в сети Интернет. Авторское право и охрана прав Creative Commons. Информация, находящаяся в свободном доступе. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.4. | Техническое и программное обеспечение рабочего места Интернет-журналиста. Конвергентная редакция. Новые профессии и роли журналиста. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.5. | Анализ кейсов по интернет-СМИ | Сам. работа | 7 | 36 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.6. | Характеристика норм, форматов, технологических требований, принятые на сайте altapress.ru. | Сам. работа | 7 | 12 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 4. Создание собственного информационного/мультимедийного продукта для Интернет-СМИ | ||||||
4.1. | Профессиональные интернет-СМИ; интернет-версии офлайновых СМИ; cоциальные СМИ. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.2. | Создание собственного информационного продукта для традиционных СМИ и Интернет-СМИ с применением информации, найденной на различных ресурсах в сети Интернет. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.3. | Характеристика специфики коммуникации в интернет-СМИ | Сам. работа | 7 | 20 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.4. | Анализ 2-3 интернет-СМИ по используемым журналистами доминирующим технологиям | Сам. работа | 7 | 22 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. | Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.2 | Коханова, Л.А., А.А. Калмыков | Интернет-журналистика : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сотникова, О.П. | Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2014 | |
Л2.2 | Калмыков, А.А. | Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : | Директ-Медиа, 2016 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741 |
Л2.3 | Лазутина, Г. В. | Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э3 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э4 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э5 | Электронный курс "Интернет-СМИ и творчество журналиста" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лабораторное занятие направлено на экспериментальное подтверждение изученной теории, развитие умений решать практические задачи опытным путем. В ходе занятия студенты индивидуально или в группе самостоятельно выполняют практические задания, обмениваются опытом, развивают умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Подготовка к лабораторному занятию предполагает самостоятельную работу в соответствии с выданным заданием. В том числе у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными техническими средствами. На лабораторном занятии студент может получить консультацию преподавателя и отработать навык создания медиапродукта. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Работа с кейсом – проблемным заданием, в котором обучающемуся предлагается на основе изученного теоретического материала, практических занятий, собственного опыта осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Основная задача кейса проанализировать предложенную проблему и попытаться найти решение. Общая схема работы с кейсом на этапе анализа может быть представлена следующим образом: в первую очередь следует выявить ключевые проблемы кейса и понять, какие данные важны для решения; войти в ситуационный контекст кейса, отобрать информацию необходимую для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи. |