МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-СМИ и творчество журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-СМИ и творчество журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) В 2015-2016 учебном году дисциплина не выбрана

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет-среды, обусловливающих дизайн-модели, оформительские элементы и стиль изложения материалов в Интернет-журналистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю и общие проблемы интернет-журналистики; специфику сетевых средств массовой информации: специфику интернет-версий и интернет-изданий; типы макетов и основные принципы web-дизайна.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять стиль сетевого текста в соответствие с особенностями медиасреды, аудитории и типа издания; уметь адаптировать материалы off-лайн-изданий; составлять заголовки интернет-изданий; разрабатывать композиционно- графическую модель виртуальной газеты газеты с использованием определенных жанров, форматов, различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте интернет-издания; навыком эффективного использования экспрессивных возможностей медиасистемы и различными приемами компрессии интернет-текста; методами анализа, оценки и редактирования медиатекстов, технологиями подготовки мультимедийных медиатекстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика сетевых средств массовой информации
1.1. Использование оформительских элементов в качестве выразительных средств интернет-издания Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Написание аспектуализированного реферата по уровням композиции "Сайт, раздел, подраздел, рубрика" Сам. работа 5 22 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Составление плана-конспекта по теме "Дизайн разделов и рубрик интернет-изданий" Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Основные особенности сетевого текста
2.1. Поликодовость сетевого медиатекста (вербальный, иконический, аудиальный и др.) Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Составление заголовков интернет-издания Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Написание реферата и подготовка презентации сетевого издания (на усмотрение магистранта) Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Конспектирование научной литературы по заявленным разделам Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Домашняя контрольная работа "Анализ языковой стилистики сетевого текста" Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Интернет как средство массовой коммуникации.
3.1. Виды актуальной для журналиста информации в сети Интернет. Базы данных в сети Интернет. Популярные механизмы поиска в сети Интернет, синтаксис поисковых запросов. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Порядок работы с информацией в сети Интернет. Авторское право и охрана прав Creative Commons. Информация, находящаяся в свободном доступе. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Техническое и программное обеспечение рабочего места Интернет-журналиста. Конвергентная редакция. Новые профессии и роли журналиста. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Письменная работа "Анализ оформительских элементов как средств выразительности интернет-издания" (выбор интернет-издания на усмотрение студента) Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Создание собственного информационного/мультимедийного продукта для Интернет-СМИ
4.1. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Коханова, Л.А., А.А. Калмыков Интернет-журналистика : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : Директ-Медиа, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741
Л2.3 Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.