Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_ЗР-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой дк.и.н., профессор Ю.А. Лысенко
1.1. | Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-2 | Способность применять информационно-коммуникационные технологии и программные средства для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры и требований информационной безопасности |
ОПК-7 | Способность составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности |
ПК-4 | Способен осуществлять сбор, обработку, анализ и интерпретацию первичной информации в сфере политического, социального, экономического и культурного развития страны / региона специализации, проводить экспертные опросы и объяснять их результаты |
ПК-5 | Способен разрабатывать проекты (участвовать в сборе, анализе и систематизации необходимой информации), осуществлять их администрирование и содействовать в управлении ими в интересах соответствующих министерств, ведомств, организаций в сфере зарубежного регионоведения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные тенденции применения информационных технологии в современной науке и образовании; – основные направления использования информационные технологий в региональных исследованиях; – особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в региональных исследованиях; – выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – основами информационной культуры; – навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии в региональных исследованиях | ||||||
1.1. | Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Базы данных и информационные системы | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Математические методы в региональных исследованиях | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Геоинформационные технологии | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Данные, большие данные, наука о данных | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Информационное и цифровое общество.Базы данных и информационные системы | Лекции | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Интернет-технологии | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Математическое моделирование | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Геоинформационные технологии | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Реализация математических методов | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Цифровая гуманитаристика | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Личность в цифровом обществе | Лабораторные | 4 | 2 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций | Сам. работа | 4 | 44 | ОПК-2, ОПК-7, ПК-5, ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Что такое информационное общество? 2. Что такое цифровое общество? 3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях. 4. Основные направления применения компьютерных технологий в региональных исследованиях. 5. Математизация и информатизация науки: общее и особенное. 6. Гуманитарная информатика. 7. Цифровая гуманитаристика. 8. Представление результатов научных исследований. 9. Возможности и ограничения сети Интернет. 10. Математическое моделирование. 11. Статистика в региональных исследованиях 12. Применение геоинформационных систем. 13. Методика поиска ресурсов в Интернет. 14. Создание ресурсов в сети Интернет.. 15. Социальная информатика. 16. Особенности создания и работы с электронным текстом. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы: 1. Каким я понимаю и вижу информационное общество? 2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество? 3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества? 4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества? 5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)? 6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)? 7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе? 8. Что будет после информационного (цифрового) общества? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Д. А. Глазунов | Информационные технологии в регионоведении [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова | Введение в регионоведение: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гаврилов М.В., Климов В.А. | Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Советов Б.Я., Цехановский В.В. | Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата | М.:Издательство Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ????????????????? | www.lnrd.gov.cn | ||
Э2 | Электоронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета | hist.asu.ru | ||
Э4 | Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» | library.aik-sng.com | ||
Э5 | Виртуальная экскурсия по Институту истории и международных отношений Алтайского государственного университета | www.hist.asu.ru | ||
Э6 | Журнал «Историческая информатика» (номера за 2017-2020 гг.) | www.nbpublish.com | ||
Э7 | Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (архив номеров за 2012-2016 гг.) | kleio.asu.ru | ||
Э8 | Электронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Professional 2003 Microsoft Office 2010 Professional Plus Microsoft Office 2007 Professional Plus Adobe Creative Suite 5 Design Premium Corel Draw X4, Corel Draw X5 IBM SPSS Statistics 20 MapInfo 11 Professional Abbyy Lingvo X5 Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://cpc.people.com.cn/gbzl http://ldzl.people.com.cn http://renwuku.news.ifeng.com http://district.ce.cn/zt/rwk http://www.chinavitae.com http://baike.baidu.com |
Цель настоящей учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в региональных исследованиях, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. Курс «Информационные технологии в региональных исследованиях» предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов. На основе изучения данного учебного курса формируются две общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-7) и две профессиональных (ПК-4 и ПК-5). Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в региональных исследованиях. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики. Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации. Важным моментом является изучение сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением гуманитарных источников и ресурсов – цифровой гуманитаристики. Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение. Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы. |