МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 23 48 23
Итого 72 47 72 47

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 04.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф., Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление о взаимодействии современных информационных систем и современных СМИ, использовании современных медиатехнологий в деятельности журналиста, а также в различных аспектах жизни мирового сообщества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы сбора, отбора и обобщения информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить разнородные явления и систематизировать их в рамках выбранных видов профессиональной деятельности; анализировать проблемную ситуацию, выделяя её базовые составляющие, осуществлять декомпозицию поставленной задачи; предлагать различные варианты решения проблемной ситуации, оценивая их достоинства и недостатки; отбирать для осуществления профессиональной деятельности необходимое техническое оборудование и программное обеспечение
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.имеет практический опыт работы с информационными объектами и сетью Интернет, опыт библиографического поиска, создания научных текстов; навыками эксплуатации современных стационарных и мобильных
цифровых устройств на всех этапах создания журналистского текста и (или) продукта

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество: этапы становления и роль информационных технологий
1.1. Научно-технические революции и переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Лекции 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.2. Место и значение новых медиатехнологий в современном обществе Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.3. Книга М. Маклюэна «Медиа – это сообщение». Проиллюстрируйте мысль автора на материалах какого-либо издания Сам. работа 3 5 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии: основные понятия. Технические особенности функционирования информационных систем и организации передачи информации.
2.1. Понятие, структура и основные типологии информационных технологий. Основные информационные процессы в системах. Лекции 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.2. Особенности функционирования языка СМИ в Интернете Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.3. Дискуссия «Новые медиа, или телевизор мертв» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.4. Эссе на тему «Газета 2029 года, или как я вижу будущее медиа» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.5. Виртуальная медийная среда. Создание сайта. Специфика блога Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
2.6. Опрос среди журналистов «Конвергентная в медиа: оптимизация рабочего процесса или усиление эксплуатации труда» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Особенности современного информационного обмена и современные информационно-коммуникационные технологии
3.1. Парадигма Web2.0. Новые принципы организации и распределения информационных потоков. Концепция "глобального разума". Новые принципы организации работы информационных технологий. Лекции 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.2. Современные информационные технологии и сервисы сети Интернет. Принципы организации и особенности функционирования. Лекции 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.3. Социальные сети и организация информационных потоков и взаимодействия в социальных сетях. Mash-up сервисы. Контент, сгенерированный пользователями (User-Generated Content). Лекции 3 4 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.4. Компьютерная верстка и дизайн печатных периодических изданий Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.5. Сетевые СМИ как средство массовой информации и коммуникации Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.6. Интернет как новая сфера функционирования массовых информационных и коммуникативных процессов Практические 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.7. Проанализируйте сайт Интернет-издания Colta с точки зрения видов мультимедиа и способов их применения. Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.8. Презентация «Лица, без которых современные медиа выглядели бы иначе» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.9. Презентация «Ключевые медиаперсоны в исторической ретроспективе» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.10. Оцените степень валидности обратной связи на материалах комментариев к передаче «Особое мнение» радио «Эхо Москвы» Сам. работа 3 2 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
3.11. Написание реферата Сам. работа 3 4 ОПК-6, УК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96970
Л1.2 Мансуров, Александр Валерьевич Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
Л1.3 Коноплева, Ирина Аполлоновна Информационные технологии : учебное пособие Проспект, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363413
Л2.2 Сотникова О. П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э3 Электронная база данных «Scopus» http://www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
open office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на семинарах; в случае пропуска занятия по уважительной причине ответ предоставляется в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Зачет может быть выставлен автоматически, если студент выполнил необходимые задания в течение семестра на соответствующем уровне (исходя из представленных выше шкал оценивания).
На ответ студенту отводится 35 минут.