Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., доцент П.К. Дашковский
1.1. | Цель дисциплины «Национальная и региональная безопасность» – формирование у выпускников компетенций проводить научные исследования в международной сфере (работа с источниковой базой), осуществлять преподавательскую деятельность по международным конфликтам и угрозам, представлять интересы свой коммерческой организации или государства на международной арене. Главная задача связана с пониманием роли России в обеспечении международной стабильности на постсоветском пространстве, оценить роль западных партнеров в обеспечении соблюдении международного права на планете. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-6 | способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии |
ОПК-10 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-5 | способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методы современной политической науки. Основные закономерности и тенденции мирового и российского и политического процесса. Иметь представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе. Особенности национальной и конфессиональной среды региона. Коммуникативную специфику общения в многонациональной среде |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять нормативно-правовые документы (концепции национальной безопасности и стратегии национальной безопасности РФ) при анализе угроз. Анализировать военные доктрины зарубежных стран с целью определения их влияния на политику национальной и региональной безопасности. У Выявлять динамику социально-демографических процессов, происходящих в зарубежных странах, пограничных с регионами РФ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методикой прогнозирования развития национальных и конфессиональных конфликтов в России и на постсоветском пространстве; коммуникации в полинациональном и поликонфессиональном коллективе для выработки решений связанных с устранением конфликтных ситуаций. Использовать навыки анализа эмпирических данные о социально-демографической специфике, с целью определения их влияния на национальную безопасность. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Эволюция понятия национальной безопасности в мировой политике | ||||||
1.1. | Основные подходы к определению национальной безопасности | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
1.2. | Традиционные концепции национальной безопасности | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
1.3. | Традиционные концепции национальной безопасности | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 2. Ключевые термины национальной безопасности | ||||||
2.1. | Национальные ценности | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
2.2. | Национальные интересы | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
2.3. | Национальные интересы | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 3. Типология национальных интересов | ||||||
3.1. | Угрозы национальной безопасности | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
3.2. | Средства обеспечения национальной безопасности | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
3.3. | Средства обеспечения национальной безопасности | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 4. Система национальной безопасности | ||||||
4.1. | Личность, общество, государство как составляющие элементы национальной безопасности | Лекции | 2 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
4.2. | Внешние свойства системы национальной безопасности | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
4.3. | Внешние свойства системы национальной безопасности | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 5. Нормативно-правовая база национальной безопасности РФ | ||||||
5.1. | Теоретические концепции однополярного мира | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
5.2. | Теоретические концепции однополярного мира | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
Раздел 6. Межгосударственные органы системы коллективной безопасности | ||||||
6.1. | Международный терроризм | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | |
6.2. | Международный терроризм | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не педусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кардашова, И. Б. | Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | : www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC |
Л1.2 | Кафтан В.В. | Противодействие терроризму : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/33D69545-BEDE-45A3-9540-E81A32B794C0. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Логунов А.Б. | Региональная и национальная безопасность.: учебник | М., 2009 | znanium.com |
Л2.2 | Анисимов А. А. , Артемьев Н. В. , Тихонова О. Б. | Макроэкономика. Теория, практика, безопасность : учебное пособие | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Арчаков М. К. | Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова. : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Совет Безопасности Российской Федерации | www.scrf.gov.ru | ||
Э2 | Курс в Moodle "Национальная и региональная безопасность" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Национальная и региональная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности. Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика. Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции. Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их. После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать. В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам. При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск. Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. |