МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в региональных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в региональных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения информационных технологии в современной науке и образовании;
– основные направления использования информационные технологий в региональных исследованиях;
– особенности и основные подходы использования информационных технологий в своей будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в региональных исследованиях;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– основами информационной культуры;
– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в региональных исследованиях
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Базы данных и информационные системы Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Математические методы в региональных исследованиях Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Геоинформационные технологии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Данные, большие данные, наука о данных Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Информационное и цифровое общество Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Базы данных и информационные системы Практические 8 4 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Интернет-технологии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Математическое моделирование Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Геоинформационные технологии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Реализация математических методов Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Цифровая гуманитаристика Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Личность в цифровом обществе Практические 8 2 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.15. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций Сам. работа 8 72 ОПК-1, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в региональных исследованиях.
5. Математизация и информатизация науки: общее и особенное.
6. Гуманитарная информатика.
7. Цифровая гуманитаристика.
8. Представление результатов научных исследований.
9. Возможности и ограничения сети Интернет.
10. Математическое моделирование.
11. Статистика в региональных исследованиях
12. Применение геоинформационных систем.
13. Методика поиска ресурсов в Интернет.
14. Создание ресурсов в сети Интернет..
15. Социальная информатика.
16. Особенности создания и работы с электронным текстом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. А. Глазунов Информационные технологии в регионоведении [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Т. Г. Гребенникова, Д. А. Глазунов, И. В. Анисимова Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ????????????????? www.lnrd.gov.cn
Э2 Электронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" portal.edu.asu.ru
Э3 Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета hist.asu.ru
Э4 Электронная библиотека Ассоциации «История и компьютер» library.aik-sng.com
Э5 Виртуальная экскурсия по Институту истории и международных отношений Алтайского государственного университета www.hist.asu.ru
Э6 Журнал «Историческая информатика» (номера за 2017-2020 гг.) www.nbpublish.com
Э7 Журнал «Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании» (архив номеров за 2012-2016 гг.) kleio.asu.ru
Э8 Электронный курс "Информационные технологии в региональных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://cpc.people.com.cn/gbzl
http://ldzl.people.com.cn
http://renwuku.news.ifeng.com
http://district.ce.cn/zt/rwk
http://www.chinavitae.com
http://baike.baidu.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель настоящей учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в региональных исследованиях, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Информационные технологии в региональных исследованиях» предполагает изучение магистрантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
На основе изучения данного учебного курса формируются две общепрофессиональных (ОПК-2 и ОПК-7) и две профессиональных (ПК-4 и ПК-5).
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в региональных исследованиях. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
Важным моментом является изучение сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением гуманитарных источников и ресурсов – цифровой гуманитаристики.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.