МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные системы управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.04.03. Радиофизика
ПрофильЭлектромагнитные волны в средах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_04_03_ЭМВС-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Суранов А.Я.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные системы управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.04.03 РАДИОФИЗИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1417)

составлена на основании учебного плана:
03.04.03 Радиофизика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 15.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение базовых знаний о методах анализа и синтеза систем с обратной связью, в том числе с компьютером в качестве устройства управления.
овладение математическим аппаратом, применяемым для описания моделей систем управления.
получение навыков использования информационных технологий для моделирования и проектирования компьютерных систем управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью к свободному владению профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, использованию современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
ПК-2 способностью самостоятельно ставить научные задачи в области физики и радиофизики и решать их с использованием современного оборудования и новейшего отечественного и зарубежного опыта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.виды математических моделей, отражающих динамические свойства систем автоматического управления;
принципы построения и работы современных компьютерных систем управления;
методы исследования устойчивости и оценки качества линейных систем;
математические модели и их особенности для импульсных и цифровых систем управления;
дискретные передаточные функции импульсных и цифровых систем;
методы исследования устойчивости и анализа импульсных и цифровых систем и их отличия от линейных непрерывных систем;
характеристики и методы настройки ПИД-регуляторов;
математические модели нелинейных систем и типовые нелинейные звенья;
3.2.Уметь:
3.2.1.строить математические модели систем автоматического управления (САУ) в виде структурных схем и уравнений состояния;
исследовать устойчивость САУ и провести анализ динамических свойств системы;
использовать современную вычислительную технику и программные продукты для анализа и синтеза САУ;
построить математическую модель импульсной системы автоматического управления и разработать ее эквивалентную схему;
построить математическую модель цифровой системы автоматического управления с микро-ЭВМ с учетом квантования по времени и уровню;
разработать алгоритмы типовых цифровых регуляторов и выбрать их параметры;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками расчёта и проектирования компьютерных систем управления на базе аппаратных и программных средств;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и математические методы описания и моделирования непрерывных систем управления.
1.1. Архитектуры и классификация компьютерных систем управления. Принципы регулирования. Математические модели элементов линейных непрерывных систем управления. Понятие передаточной функции. Частотные и временные функции и характеристики. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.6, Л1.1
1.2. Операторный метод решения дифференциальных уравнений.Расчёт передаточных характеристик звеньев систем управления. Практические 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.2
1.3. Составление дифференциальных уравнений систем управления. Структурные схемы и их преобразование. Сам. работа 2 4 ПК-2 Л1.2, Л2.6, Л2.5
1.4. Типовые звенья систем управления. Классификация типовых звеньев. Минимально-фазовые звенья. Звенья первого и второго порядка. Неминимально-фазовые звенья. Звено чистого запаздывания. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.6
1.5. Расчёт передаточных, частотных и временных характеристик типовых звеньев систем управления. Практические 2 2 ПК-2 Л2.6, Л2.5
1.6. Математические модели одномерных и многомерных систем управления в пространстве состояний. Практические 2 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л2.5
1.7. Логарифмические частотные характеристики. Моделирование систем управления в Simulink. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.8. Устойчивость линейных систем управления. Критерии устойчивости Гурвица, Михайлова и Найквиста. Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.6, Л2.5
1.9. Расчёт устойчивости линейных систем управления. Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.10. Оценка качества управления. Показатели качества управления в статическом и динамическом режиме работы системы управления. Сам. работа 2 5 ПК-2 Л2.2
Раздел 2. Линейные импульсные и цифровые системы управления
2.1. Понятие дискретного преобразования Лапласа. Z-преобразование. Передаточные функции и частотные характеристики дискретных систем. Лекции 2 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.6, Л2.2
2.2. Передаточные функции разомкнутых дискретных систем. Уравнения и передаточные функции замкнутых дискретных систем. Практические 2 2 ОПК-4 Л2.6, Л2.2
2.3. Устойчивость дискретных систем. переходные и установившиеся процессы в замкнутых дискретных системах. Оценка качества управления. Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Анализ и моделирование компьютерных систем управления.
3.1. ПИД-регуляторы. Идентификация моделей динамических систем. Классический ПИД-регулятор. Модификации ПИД-регулятора. Лекции 2 4 ОПК-4 Л1.2
3.2. Расчёт параметров ПИД-регулятора. Особенности реальных регуляторов. Автоматическая настройка и адаптация. Нечёткая логика, нейронные сети в ПИД-регуляторах. Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.6
3.3. Нелинейные и экстремальные системы управления Лекции 2 2 ОПК-4 Л1.2
3.4. Разработка компьютерной системы управления на базе программируемого логического контроллера (ПЛК). Практические 2 2 ОПК-4 Л1.2, Л2.6
3.5. Аппаратная база компьютерных систем управления Сам. работа 2 10 ПК-2 Л2.3, Л2.4
3.6. Программное обеспечение. OPC-сервер. Обзор сред проектирования систем автоматизации. Пользовательский интерфейс, SCADA-пакеты. Работа с пакетом MasterSCADA. Лекции 2 2 ОПК-4
3.7. Работа с пакетом GENESIS. Практические 2 2 ОПК-4
3.8. Инструментальные пакеты для разработки ПО компьютерных систем управления. Сам. работа 2 10 ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
1. Системы автоматизации управления в промышленности. Основные термины, понятия и определения, используемые в теории автоматического управления. Классификация систем автоматического управления и краткая характеристика классов.
2. Использование дифференциальных уравнений для описания динамики САУ. Составление и решение дифференциальных уравнений. Свободное и вынужденное движение. Пример составления и решения ДУ для звена на примере RLC-цепочки.
3. Переход от ДУ к алгебраическим уравнениям относительно комплексной пере-менной р. Преобразование Лапласа и его свойства. Преобразование Лапласа производной и интеграла. Примеры расчета изображений типовых сигналов (единичная ступенька, -импульс, сигнал ). Операторный метод решения дифференциальных уравнений.
4. Передаточная характеристика элемента САУ. Нули и полюса передаточной ха-рактеристики. Расчет передаточной характеристики RLC-цепочки. Расчет сигна-ла на выходе элемента САУ по его передаточной функции. Пример расчета.
5. Частотные характеристики звеньев САУ. Логарифмические частотные характе-ристики элементов САУ. Примеры использования.
6. Переходная и импульсная переходная характеристика элемента САУ. Пример расчета сигнала на выходе элемента САУ с помощью импульсной переходной характеристики.
7. Метод пространства состояний. Математическое описание в виде векторно-матричной системы дифференциальных уравнений. Моделирование САУ с помощью структурных схем.
8. Классификация типовых звеньев систем автоматического регулирования. Пере-даточные, частотные и временные характеристики интегрирующего и апериоди-ческого звеньев.
9. Передаточные, частотные и временные характеристики идеального и реального дифференцирующего звеньев. Передаточные и частотные характеристики коле-бательного звена.
10. Передаточные характеристики типовых соединений САУ (последовательного, параллельного, встречно-параллельного). Правила преобразования структурных схем. Передаточные характеристики по воздействию, по ошибке и по возмуще-нию.
11. Устойчивость линейных непрерывных систем. Критерий устойчивости Рауса-Гурвица, Михайлова, Найквиста, определение устойчивости по логарифмиче-ским характеристикам. Запас устойчивости по амплитуде и по фазе.
12. Качество переходных процессов. Показатели качества процессов регулирования. Расчет статической ошибки в статической и астатической системе.
13. ПИД-регуляторы. Сравнительный анализ законов регулирования (пропорцио-нального, пропорционально-интегрального, ПИД). Временные и частотные ха-рактеристики ПИД-регулятора. Сравнительный анализ П, ПИ и ПИД-регулятора.
14. Нелинейные системы автоматического регулирования. Типы нелинейностей. Фазовые портреты нелинейных систем. Импульсные (релейные) системы в скользящем режиме.
15. Экстремальные системы управления.
16. Системы управления на основе нечёткой логики.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жуков К.Г. Модельное проектирование встраиваемых систем в LabVIEW: М. : ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011
Л1.2 Б.И. Коновалов, Ю.М. Лебедев Теория автоматического управления: учебное пособие Лань, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дьяконов В.П. MATLAB 7.*/R2006/R2007: Самоучитель: учебное пособие М.:ДМК Пресс, 2009
Л2.2 В.А. Иванов, В.С. Медведев, Б.К. Чемоданов и др. Математические основы теории автоматического регулирования: Учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, 1977
Л2.3 Баран Е.Д. LabVIEW FPGA. Реконфигурируемые измерительные и управляющие системы: М. : ДМК Пресс. // ЭБС "Лань", 2009 https://e.lanbook.com/book/1095.
Л2.4 Суранов А.Я. LabVIEW 8.20: Справочник по функциям: Справочник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л2.5 Ч.Филлипс, Р. Харбор Системы управления с обратной связью: Лаборатория базовых знаний, 2001
Л2.6 В.Н. Брюханов, М.Г. Косов, С.П. Протопопов [и др.] Теория автоматического управления: Учебник для вузов М.: Высшая школа, 1999
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ТАУ энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://tau-wiki.ru/index.php
Э2 Единое окно доступа к образовательным ресурсам, раздел «Теория систем автоматического регулирования» ( Профессиональное образование/Образование в области техники и технологий/Кибернетика/ Теория систем автоматического регулирования / Ресурсы).[Электронный ресурс] Режим доступа:http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.7.9
Э3 Курс "Компьютерные системы управления" на Образовательном портале [Электронный ресурс] portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304К лаборатория телекоммуникаций и цифрового телевидения центр систем автоматизации и управления - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи под лабораторное оборудование; проектор: марка INFOCUS модель IN24 - 1 единица; программно-аппаратный комплекс измерения технологических параметров на базе плат, система сбора данных AFS, средства отладки и программирования DL-NEXYS, станции паяльные ERSA (2шт.), телефон системный Panasonic KX-DT321RU-B (2шт.), IP-платформа Panasonic KX-NCP1000RU, Анализатор спектра R&S FSH8, модальная система анализа и генерации сигналов, персональные портативные устройства сбора данных NI myDAQ; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсам "Техника приема и обработки сигналов", "Проектирование устройств на ПЛИС", "Цифровая и микропроцессорная техника".
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. ФОС в приложении