Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 68 | 32 | 68 | 32 |
Итого | 108 | 72 | 108 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент
1.1. | Сформировать способность ориентироваться в политических и социальных процессах; выделять лица группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением; проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия. Способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации деятельности социального работника. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью ориентироваться в политических и социальных процессах |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные направления государственной социальной политики; особенности лиц группы риска; методы психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением; основы диагностики психосоциальных проблем, признаки семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия; основы методологии сопровождения детей и подростков группы риска;программы системного пролонгированного сопровождения; особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в политических и социальных процессах; : выделять лица группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением;проводить диагностику психосоциальных проблем; применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска;планировать программы системного пролонгированного сопровождения; оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки социальной диагностики проблем населения;основными психолого-педагогическими методиками диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением; основными приемами применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска; планирования программ системного пролонгированного сопровождения. владения техниками эффективной профессиональной коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы социальной работы | ||||||
1.1. | Социальная работа как наука: основные понятия. | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.4 |
1.2. | Социальная работа как наука: основные понятия. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.2, Л2.4 |
1.3. | Социальная работа как наука: основные понятия. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.2, Л2.4 |
1.4. | Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. | Лекции | 2 | 4 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.5. | Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.6. | Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.7. | Социальная работа на современном этапе развития российского общества. | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.1 |
1.8. | Социальная работа на современном этапе развития российского общества. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.9. | Социальная работа на современном этапе развития российского общества. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4 |
1.10. | Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. | Лекции | 2 | 6 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2 |
1.11. | Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2 |
1.12. | Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л1.2, Л2.4, Л2.2 |
Раздел 2. Этические основы социальной работы | ||||||
2.1. | Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.4 |
2.2. | Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.4 |
2.3. | Особенности этического кодекса социального работника. | Практические | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3 |
2.4. | Особенности этического кодекса социального работника. | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.4 |
2.5. | Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.4 |
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника | ||||||
3.1. | Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника | Лекции | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Социально-психологическая компетентность социального работника | Практические | 2 | 6 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Социально-психологическая компетентность социального работника | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.5. | Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника | Практические | 2 | 6 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л2.3 |
3.6. | Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3, ПК-9, ПСК-4.2, ПСК-4.1, ПСК-4.3 | Л2.1, Л1.4, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Перечень заданий /вопросов Теоретические вопросы 1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения. 2. Технология организации игровой деятельности. 3. Сюжетно-ролевая игра. 4. Ролевая игра. 5. Организационно-деятельностная игра. 6. Деловая игра. 7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения. 8. Требования к проведению дискуссии. 9. Правила ведения дискуссии. 10. Панельная дискуссия. 11. Форум. 12. Симпозиум. 13. Дебаты. 14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии. 15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения. 16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения. 17. Разработка программы тренинга. 18. Структура тренинговых занятий. 19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками. 21. Техника активного слушания. 22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений. 23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков. 24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний. 25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей. 26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений. 27. Социально-психологические барьеры в профессиональном общении специалиста по социального работе. 28. Этические дилеммы в практике социальной работы. Практическое задание Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Перечень тем 1. Профессиональные ценности социального работника 2. Необходимые профессионально важные качества социального работника. 3. Деловое общение в практике социальной работы. 4. Принятие социально-психологического пространства и его роль в общении. 5. Психолого-педагогическая диагностика несовершеннолетних с девиантным поведением. 6. Психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков и социальной среды. 7. Этические кодексы социальных работников различных стран. 8. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.). 9. Модели, средства профессионального общения. 10. Деловой этикет социального работника. 11. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса. 12. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента. 13. Пути повышения эффективности профессионального общения социального работника. 14. Социально-психологические барьеры в общении. 15. Этические дилеммы в практике социальной работы. 16. Динамическая диагностика психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия. 17. Планирование и реализация программы системного пролонгированного сопровождения: основные подходы. 18. Особенности психосоциальной работы с различными категориями населения (категорию указать). 19. Общая характеристика системы социальной защиты населения Алтайского края. 20. Технология организации игровой деятельности. 21. Сюжетно-ролевая игра. 22. Организационно-деятельностная игра. 23. Деловая игра. 24. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий. 25. Профилактические и коррекционно-реабилитационных программ для молодежи (несовершеннолетних )с девиантным поведением. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Инновационные практики социальной работы: коллективная монография / АлтГУ ; под ред. Ю. А. Калининой, С. Г. Чудовой. : | - Барнаул : АлтГУ, , 2017 | elibrary.asu.ru | |
Л1.2 | Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. | Этические основы социальной работы: учебное пособие : | Изд-во: М.: Проспект , 2016 | Электронный ресурс Университетская библиотека Onlinehttp://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443611&sr=1 |
Л1.3 | Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр | Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2011 | |
Л1.4 | Г. П. Медведева | Профессионально-этические основы социальной работы: учеб. для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л1.5 | Одинцова О. | Профессиональная этика: учебное пособие | Академия, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. И. Холостова | Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Коноплева Н.А. | Психология делового общения : | Изд-во: ФЛИНТА , 2013 | Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/44292#book_name |
Л2.3 | Пазухина С. В., Филиппова С. А., Черкасова С. А., Шалагинова К. С. | Психология делового общения руководителя образовательной организации : курс лекций: учебное пособие : | Изд-во: М., Берлин: Директ-Медиа,, 2017 | Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=162754 |
Л2.4 | Мандель Б.Р. | Психология социальной работы. Модульный курс в соответствии с ФГОС : | Изд-во ФЛИНТА , 2014 | Электронный ресурс ЭБС Лань |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э2 | www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э3 | www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования); | |||
Э4 | www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»); | |||
Э5 | www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»); | |||
Э6 | www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э7 | www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды); | |||
Э8 | www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э9 | Этические основы социальной работы | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя). - Практическое задание, кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практическом занятии. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Выполнение кейс-задачи способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств. - Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 настоящего фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 настоящего фонда оценочных средств. - Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя. - Теоретический вопрос и практическое задание касается теоретических, практических аспектов социальной работы, определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. - Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |