Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.02. Регионоведение России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_02_РР-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 65 | 65 | 65 | 65 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | является целенаправленная подготовка студентов в области исследования нетрадиционных религиозных движений с целью формирования толерантного отношения к редставителям различных конфессий и религиозных групп |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные культовые и догматические различия конфессиональных группразличия и классифицировать новые религиозные движения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | классифицировать новые религиозные движения по типам, выявлять особенности формирования различных типов НРД |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | толерантного отношения к представителям различных конфессиональных групп зная их историю формирования и содержание ученияразличию |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Происхождение и развитие религиозных групп | ||||||
1.1. | Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп | Лекции | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Практические | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Сам. работа | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Особенности организации новой религиозности нетрадиционного типа | ||||||
2.1. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Лекции | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Практические | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Практические | 7 | 1 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Сам. работа | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Практические | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Сам. работа | 7 | 6 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Типология новых религиозных движений и культов | ||||||
3.1. | Неоориентальные культы | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Неоориентальные культы | Практические | 7 | 3 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Неоориентальные культы | Сам. работа | 7 | 9 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Неохристианские объединения | Практические | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Неохристианские объединения | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Неохристианские объединения | Сам. работа | 7 | 10 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.8. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Практические | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.10. | Неоязычество | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.11. | Неоязычество | Практические | 7 | 4 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.12. | Неоязычество | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.13. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Лекции | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.14. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Практические | 7 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.15. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Сам. работа | 7 | 8 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.16. | Экзамен | 7 | 27 | ОК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кантеров, И. Я. | Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937 |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | отв. ред. П. К. Дашковский | Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф.: | Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2014. | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Торгашев Г.А. | Основы религиоведения: | Москва : Директ-Медиа, 2007 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Официальный сайт мормонов | www.latter-daysaints.ru | ||
Э2 | Протестантский портал | www.protestant.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Новые религиозные движения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В рамках учебного курса "Новые религиозные движения" студенты знакомятся с предпосылками, историей возникновения, особенностями вероучения и культовой практики, так называемых новых религиозных движений (НРД). направления, без знания которых подготовка современного религиоведа – бакалавра не будет полноценной. В рамках реализации дисциплины уделятся достаточно большое внимание самостоятельной работе студента. Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем, обязательную работу с источниками. Основные виды самостоятельной работы студентов по дисциплине: 1. Самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий. 2. Подготовка к практическим занятиям и экзамену. В рамках практических занятий студентам предлагается выполнить практические задания, которые направленны на формирование получения знаний о новых религиозных движения и формирование толеранткого отношений к различного рода религиозным группам. Студентам рекомендуется обратить внимание на задания наравленые не только на получение заний, но и на оценку роли религиозных групп в общественной жизни страны. Подготовленность студентов проверяется также тестом. Тест позволяет оценить сформированность знаний полученных в рамках самостоятельной подготовки студентов. Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную: • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля. • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста. • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. С помощью предложенных тестов в течение семестра можно оценить уровень усвоения материала студентами. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Предложенный тест закрытого типа с множественным выбором. Испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка. Курс завершается экзаменом, который направлен на обобщение полученных студентом заний и на оценку сформирвоанности компетенции. Во время экзамена студенту предлагается ответить на дватеоретических вопроса представленны в билете и выполнить практическое задание. Выполнение задания позволяет показать насколько студент готов к профессиональной деятельности в поликонфессиональном коллективе. В рамках выполнения практического задания оценивается собственный взгляд студента на изучаемую проблему. |