МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые религиозные движения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Новые религиозные движения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.целенаправленная подготовка студентов в области исследования нетрадиционных религиозных движений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11: способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области новых религиозных движений
ПК-25: способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые идеи и структуру новых религиозных движений; принципы классификации новых религиозных движений
3.2.Уметь:
3.2.1.интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях; применять знания вероучительных доктрин новых религиозных движения в образовательном процессе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.формирования толерантного отношения к представителям новых религиозных движений в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; выявления специфических особенностей религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение и развитие религиозных групп
1.1. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп Лекции 8 1 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп Сам. работа 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Возникновение и функции новых религиозных движений Лекции 8 1 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Возникновение и функции новых религиозных движений Практические 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Возникновение и функции новых религиозных движений Сам. работа 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Особенности организации новой религиозности нетрадиционного типа
2.1. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Практические 8 1 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Сам. работа 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.4. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.5. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Практические 8 1 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Сам. работа 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.8. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Практические 8 1 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.9. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Сам. работа 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Типология новых религиозных движений и культов
3.1. Неоориентальные культы Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Неоориентальные культы Практические 8 3 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Неоориентальные культы Сам. работа 8 6 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Неохристианские объединения Практические 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Неохристианские объединения Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Неохристианские объединения Сам. работа 8 3 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Практические 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Сам. работа 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Неоязычество Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Неоязычество Практические 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Неоязычество Сам. работа 8 4 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.13. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Лекции 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.14. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Практические 8 2 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.15. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Сам. работа 8 8 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.16. Экзамен 8 27 ПК-11, ПК-25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 https://biblio-online.ru/book/3AFB46E2-A3C4-4D86-BA91-C050CFA7B401/religiovedenie
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.2 Торгашев Г.А. Основы религиоведения: Москва : Директ-Медиа, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=28882
Л2.3 отв. ред. П. К. Дашковский Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф.: Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2014. http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/682/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Протестантский портал https://www.protestant.ru
Э2 Официальный сайт мормонов https://www.latter-daysaints.ru
Э3 Курс в Moodle "Новые религиозные движения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4140
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Новые религиозные движения» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспрес-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции.
Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений.
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать
знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала.
Тест – это система заданий специфической формы, которая позволяет объективно и функционально независимо от преподавателя "измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков из той или иной области содержания". Контроль в форме тестирования относится к нетрадиционным формам контроля. Он используется для входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой проверки. Немаловажным преимуществом тестовой формы является то, что ее использование несколько "сглаживает" проблемы, возникающие при традиционных способах оценивания. Так, всем учащимся предоставляются равные возможности, исключаются отрицательные проявления, ведущие к конфронтации преподавателей и студентов. Большая часть заданий закрытой формы, с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Основные виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Новые религиозные движения»:
1. Самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, конспектирование, выполнение заданий по изученному материалу.
2. Подготовка к практическим занятиям и тестированию.
3. Работа над составлением глоссария необходимым в дальнейшем для подготовки к экзамену.
При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.)