МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 36 36 45 45 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями организации проведения и применения методик социально-психологической диагностики в социальной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления об основных понятиях, подходах и направлениях диагностики в социальной работе
эволюцию теоретических концепций, затрагивающих цели, предмет и содержание диагностики в социальной работе;
представления о возможностях междисциплинарного подхода путём пересечения знаний психологии и социальной работы
осознание значимости использования психологических знаний в социальной работе
представления о применении теоретических знаний на практике, а так же развитию способности к критической оценке собственных знаний и умений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические и методологические основы диагностики с точки зрения парадигм психологии и социальной работы
применять методы исследований в социальной работе для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере психосоциальной работы
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основным понятийно-категориальным аппаратом диагностики в социальной работе
навыками выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере психосоциальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психосоциальной диагностики. Ее место в социальной работе.
1.1. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Программное обеспечение психодиагностики Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.3. Диагностика основных социально-психологических явлений Лекции 5 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.4. Общие представления об арт-терапии и психодиагностике Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.5. Теоретические основы психологической диагностики Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.6. Работа с научными статьями Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.7. Психологические аспекты состояния человека Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.8. Консультирование в системе психодиагностики Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.9. Технологии социально-психологической адаптации Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.10. Апробация различных методик психодиагностики Практические 5 16 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.11. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.12. Диагностика основных социально-психологических явлений Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.13. Психологические аспекты состояния человека Сам. работа 5 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.14. Технологии социально-психологической адаптации Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
1.15. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 5 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Психосоциальная работа
2.1. Основные положения развития психосоциальной практики в социальной работе Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.2. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реаблитации Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.3. Типология и технология социально-психологических тренингов Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.4. Просмотр обучающего фильма о посттравматическом синдроме Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.5. Методы арт-терапевтической психодиагностики в стсмете социальной работы Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.6. Психисоциальная работа: ее место и роль в системе социальной работы Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.7. Психология трудных жизненных ситуаций и стратегии поведения Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.8. Психосоциальная работа с индивидом Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.9. Частные аспекты психосоциальной работы Практические 6 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.10. Психосоциальная работа с группой Практические 6 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.11. Апробация различных методик психодиагностики Практические 6 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.12. Психисоциальная работа: ее место и роль в системе социальной работы Сам. работа 6 9 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.13. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реаблитации Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.14. Психосоциальная работа с индивидом Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.15. Психосоциальная работа с группой Сам. работа 6 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.16. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 6 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3
2.17. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для экзамена:
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Трудная жизненная ситуация, критическая ситуация, напряженная ситуация (характеристика)
4.Методы социально-психологической диагностики.
5.Принципы и методы психосоциальной работы.
6.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
7.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
8.Психотерапевтические школы и направления.
9.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
10.Социально-психологическая помощь.
11.Группы самопомощи и самоподдержки. Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования. Особенности организации консультативной беседы.
17.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
18.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
19.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
20.Сущность метода групповой работы
21.Содержание группового процесса. Динамика групповых процессов
22.Виды групп в тренинговом процессе (любой вид по желанию)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для контрольной работы:
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Методы социально-психологической диагностики.
4.Принципы и методы психосоциальной работы.
5.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
6.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
7.Психотерапевтические школы и направления.
8.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
9.Социально-психологическая помощь.
10.Группы самопомощи и самоподдержки.
11.Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования.
17.Особенности организации консультативной беседы.
18.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
19.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
20.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л1.2 Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие Казань : Познание, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=258033
Л1.3 под общ. ред. Н.С. Хрусталевой Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458104
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зарипова, И.Р. Экспериментальная психология и психодиагностика: учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259094
Л2.2 авт.-сост. И.В. Черникова Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458278
Л2.3 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология : учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118148
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1313
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.