МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 18 4 18
Практические 4 22 4 22
Сам. работа 96 64 96 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по специальности 44.05.01 "Педагогика и психология девиантного поведения"(специальность), профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска», утвержденный Министерством образования и науки РФ 19.12.2016 г.№ 1611.

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать способность ориентироваться в политических и социальных процессах, устанавливать причины отклоняющегося поведения подростка, изучать их личностные особенности и социально-бытовые условия жизни, причины социального неблагополучия семьи.
Сформировать понимание важности этической оценки деятельности социального работника, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации его профессиональной деятельности.
Способствовать формированию способности осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению.
Сформировать способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления государственной социальной политики;
особенности лиц группы риска; методы психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением;причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; основы психолого-педагогического консультирования, основные формы, методы коррекции, психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению; особенности личностного и социального развития детей и подростков; профилактические и реабилитационные технологии социальной работы с подростками;основы методологии сопровождения детей и подростков группы риска;
а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в политических и социальных процессах;выделять лица группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением;анализировать и устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, реализовывать методы коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;анализировать особенности личностного и социального развития детей и подростков;экспертировать профилактические и реабилитационные технологии социальной работы с подростками; проводить диагностику психосоциальных проблем;
оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социальной диагностики проблем населения; основными психолого-педагогическими методиками диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением; навыками выявления особенностей и социально-бытовые условий жизни детей, семьи и социального окружения, позитивных и негативных влияния на ребенка (подростка) а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; навыками психолого-педагогического консультирования, разработкой моделей психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; навыками эффективного профессионального взаимодействия с молодежью с использованием различных средств общения; основными приемами применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.








техниками эффективной профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной работы
1.1. Социальная работа как наука: основные понятия. Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социальная работа как наука: основные понятия. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социальная работа как наука: основные понятия. Сам. работа 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Лекции 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Лекции 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Сам. работа 1 16 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Этические основы социальной работы
2.1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы Сам. работа 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Особенности этического кодекса социального работника. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Особенности этического кодекса социального работника. Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника
3.1. Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Социально-психологическая компетентность социального работника Практические 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Социально-психологическая компетентность социального работника Сам. работа 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Практические 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Сам. работа 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Теоретические вопросы
1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.
27. Социально-психологические барьеры в профессиональном общении специалиста по социального работе.
28. Этические дилеммы в практике социальной работы.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
1. Профессиональные ценности социального работника
2. Необходимые профессионально важные качества социального работника.
3. Деловое общение в практике социальной работы.
4. Принятие социально-психологического пространства и его роль в общении.
5. Психолого-педагогическая диагностика несовершеннолетних с девиантным поведением.
6. Психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков и социальной среды.
7. Этические кодексы социальных работников различных стран.
8. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
9. Модели, средства профессионального общения.
10. Деловой этикет социального работника.
11. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
12. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
13. Пути повышения эффективности профессионального общения социального работника.
14. Социально-психологические барьеры в общении.
15. Этические дилеммы в практике социальной работы.
16. Динамическая диагностика психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия.
17. Планирование и реализация программы системного пролонгированного сопровождения: основные подходы.
18. Особенности психосоциальной работы с различными категориями населения (категорию указать).
19. Общая характеристика системы социальной защиты населения Алтайского края.
20. Технология организации игровой деятельности.
21. Сюжетно-ролевая игра.
22. Организационно-деятельностная игра.
23. Деловая игра.
24. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий.
25. Профилактические и коррекционно-реабилитационные программы для молодежи (несовершеннолетних )с девиантным поведением.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н.Ф. - под ред. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования);
Э4 www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»);
Э5 www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»);
Э6 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды);
Э8 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 Этические основы социальной работы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- Практическое задание, кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практическом занятии. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Выполнение кейс-задачи способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 настоящего фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 настоящего фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- Теоретический вопрос и практическое задание касается теоретических, практических аспектов социальной работы, определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.