МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 18 4 18
Практические 4 22 4 22
Сам. работа 96 64 96 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., доцент, Чуканова татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чудова Светлана Георгиевна

Рабочая программа дисциплины
Основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по специальности 44.05.01 "Педагогика и психология девиантного поведения"(специальность), профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска», утвержденный Министерством образования и науки РФ 19.12.2016 г.№ 1611.

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать способность ориентироваться в политических и социальных процессах, устанавливать причины отклоняющегося поведения подростка, изучать их личностные особенности и социально-бытовые условия жизни, причины социального неблагополучия семьи.
Сформировать понимание важности этической оценки деятельности социального работника, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации его профессиональной деятельности.
Способствовать формированию способности осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению.
Сформировать способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления государственной социальной политики;
особенности лиц группы риска; методы психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением;причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; основы психолого-педагогического консультирования, основные формы, методы коррекции, психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению; особенности личностного и социального развития детей и подростков; профилактические и реабилитационные технологии социальной работы с подростками;основы методологии сопровождения детей и подростков группы риска;
а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;
особенности профессиональных отношений в социальной работе, типы взаимоотношений с клиентом.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в политических и социальных процессах;выделять лица группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением;анализировать и устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи; а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях;разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, реализовывать методы коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;анализировать особенности личностного и социального развития детей и подростков;экспертировать профилактические и реабилитационные технологии социальной работы с подростками; проводить диагностику психосоциальных проблем;
оценивать различные аспекты профессиональной деятельности социальнонго работника с точки зрения их этического содержания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социальной диагностики проблем населения; основными психолого-педагогическими методиками диагностики несовершеннолетних с девиантным поведением; навыками выявления особенностей и социально-бытовые условий жизни детей, семьи и социального окружения, позитивных и негативных влияния на ребенка (подростка) а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях; навыками психолого-педагогического консультирования, разработкой моделей психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях; навыками эффективного профессионального взаимодействия с молодежью с использованием различных средств общения; основными приемами применения методологии сопровождения детей и подростков группы риска.








техниками эффективной профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной работы
1.1. Социальная работа как наука: основные понятия. Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Социальная работа как наука: основные понятия. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Социальная работа как наука: основные понятия. Сам. работа 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Лекции 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Социальная работы как практическая деятельность. История социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Социальная работа на современном этапе развития российского общества. Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Лекции 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Особенности психосоциальной работы с различными группами населения. Сам. работа 1 16 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Этические основы социальной работы
2.1. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Профессиональная этика социальной работы Сам. работа 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Особенности этического кодекса социального работника. Практические 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Особенности этического кодекса социального работника. Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Моральные нормы, принципы, ценности социальной работы Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Социально-психологическая компетентность социального работника
3.1. Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника Лекции 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Профессионально-этические требования к специалисту и профессиограммы социального работника Сам. работа 1 8 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Социально-психологическая компетентность социального работника Практические 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Социально-психологическая компетентность социального работника Сам. работа 1 2 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Практические 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы повышения эффективности профессионального общения социального работника Сам. работа 1 6 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Теоретические вопросы
1. Требования к использованию игры в психосоциальной работе с подростками асоциального поведения.
2. Технология организации игровой деятельности.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Ролевая игра.
5. Организационно-деятельностная игра.
6. Деловая игра.
7. Цели, задачи, методика проведения коррекционно-развивающих занятий с подростками асоциального поведения.
8. Требования к проведению дискуссии.
9. Правила ведения дискуссии.
10. Панельная дискуссия.
11. Форум.
12. Симпозиум.
13. Дебаты.
14. Содержание деятельности с подростками асоциального поведения в реабилитационной студии.
15. Специфика тренинговой формы работы с подростками асоциального поведения.
16. Формы организации тренинговых занятий с подростками асоциального поведения.
17. Разработка программы тренинга.
18. Структура тренинговых занятий.
19. Техника вербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
20. Техника невербальных коммуникаций в психосоциальной работе с подростками.
21. Техника активного слушания.
22. Упражнение как метод психосоциальной работы с подростками. Виды упражнений.
23. Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков.
24. Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
25. Тренинг по формированию позитивных жизненных целей.
26. Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.
27. Социально-психологические барьеры в профессиональном общении специалиста по социального работе.
28. Этические дилеммы в практике социальной работы.

Практическое задание
Разработать программу социально-психологического сопровождения подростков девиантного поведения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
Перечень тем
1. Профессиональные ценности социального работника
2. Необходимые профессионально важные качества социального работника.
3. Деловое общение в практике социальной работы.
4. Принятие социально-психологического пространства и его роль в общении.
5. Психолого-педагогическая диагностика несовершеннолетних с девиантным поведением.
6. Психолого-педагогическая экспертиза личностного и социального развития детей и подростков и социальной среды.
7. Этические кодексы социальных работников различных стран.
8. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
9. Модели, средства профессионального общения.
10. Деловой этикет социального работника.
11. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
12. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
13. Пути повышения эффективности профессионального общения социального работника.
14. Социально-психологические барьеры в общении.
15. Этические дилеммы в практике социальной работы.
16. Динамическая диагностика психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия.
17. Планирование и реализация программы системного пролонгированного сопровождения: основные подходы.
18. Особенности психосоциальной работы с различными категориями населения (категорию указать).
19. Общая характеристика системы социальной защиты населения Алтайского края.
20. Технология организации игровой деятельности.
21. Сюжетно-ролевая игра.
22. Организационно-деятельностная игра.
23. Деловая игра.
24. Методика проведения коррекционно-развивающих занятий.
25. Профилактические и коррекционно-реабилитационные программы для молодежи (несовершеннолетних )с девиантным поведением.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Басов Н.Ф. - под ред. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования);
Э4 www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»);
Э5 www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»);
Э6 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э7 www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды);
Э8 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э9 Этические основы социальной работы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
1. Лекция.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
2. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к нему необходимо взять план (у преподавателя).
- Практическое задание, кейс-задача выполняется самостоятельно, результаты представляются на практическом занятии. Содержание заданий представлено в п.3 настоящего фонда оценочных средств. Выбор тренинговых упражнений должен определяться индивидуальными потребностями выбранной целевой группы подростков. Выполнение кейс-задачи способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование. Критерии оценивания представлены в таблице п.2 настоящего фонда оценочных средств.
- Подготовка одного доклада осуществляется по выбору студента из числа предусмотренных в пункте 3 настоящего фонда оценочных средств. Доклад оценивается в соответствии с критериями, приведенными в пункте 2 настоящего фонда оценочных средств.
- Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На практическое выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все предлагаемые вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень вопросов у преподавателя.
- Теоретический вопрос и практическое задание касается теоретических, практических аспектов социальной работы, определения индивидуальных потребностей подростков группы риска и разработки индивидуальных программ и мероприятий по социально-психологическому сопровождению.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте логику своего ответа на зачете. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.